мета-тэг

Форум "РазговорниК" - душевные беседы на различные жизненные темы за чашечкой кофе/чая.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Зависть - двигатель прогресса

Сообщений 31 страница 55 из 55

31

Шампанская написал(а):

Я бы поняла, если бы у меня новенькая "иномарка"

Разве завидуют каким то вещественным атрибутам?
Может завидуют не конкретно вещам, а к возможности их приобретения тобой- начиная от денежной возможности , кончая моральной возможностью пользоваться этими вещами.

Galina написал(а):

Может в тебе(не в иномарке  ) есть ценности которых нет в других?

Есть конечно. И думаю немало.

lili написал(а):

думая так или иначе, люди вредят впервую очередь себе. А

А вот с этим не согласна. Любоя мысль материальна, как сгусток энергии. Смотря как и куда направлена. Возможно на самого завидующего, а вохможно и на объект зависти. Большинство людей не умеют управлять своими мыслями.

0

32

Galina написал(а):

Мне скоро 45, а морально я себя девочкой чувствую...

А я по разному. Иногда девочкой, а иногда старой усталой теткой, которой уже ничего в этой жизни не хочется.

Galina написал(а):

А быть женщиной с физической точки зрения?

интересный вопрос.  Я знаю ответ с точки зрения физиологии- но не уверена даже, что знаю правильно.

0

33

Ее Величество Зависть
Мир летит в тартарары. Это точно. Очень грустно за этим полетом наблюдать, ибо очень четко представляешь, что ждет нас всех в его конце… Есть несколько видов топлива, на котором работает адская машина, затягивающая нас в воронку, где нет ни чувств, ни любви, ни человеческих отношений. Итак, будем знакомы – ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ЗАВИСТЬ…

Свернутый текст

…Жена пришла домой расстроенная.

- Что случилось? – спросил я.

- А, так…

То происшествие, что разрушило хорошее настроение, с которым она ушла с утра из дому, по моему глубокому убеждению, не стоило выеденного яйца. Так, пустячок…

Она сидела с подругами в кафе. Девчонки болтали ни о чем и обо всем сразу, как всегда. Мужчине вообще весьма трудно уловить путанную нить женских разговоров. Для того чтобы вот так, часами, болтать ни о чем и понимать, о чем болтаешь, нужно быть женщиной. Так вот. Сидела моя любимая, общалась с подругами. И тут она решила рассказать о нашем с нею вчерашнем посещении некой светской тусовки в одном из самых дорогих киевских клубов.

- Я без задней мысли рассказать хотела, понимаешь? – жена расстроена до крайности, - так, думала, это интересно.

Да, вечеринка на самом деле была интересной. С пьяными мордами, известными всей Украине, с раздеванием толстых народных депутатов. Весело, в общем…

- И тут, понимаешь, начинаю рассказывать и вижу кое-что. Замечаю. Как только называю клуб, Маша как-то странно зевать начинает, деланно в сторону смотрит. Таня вдруг смс-ку писать начала. Всем видом показывают, что их это не интересует! Но ведь на самом деле интересно!

Я понимаю, почему подруги вдруг стали по сторонам глазеть. Успокаиваю:

- Ты впервые сталкиваешься с таким?

- Так явно – да! Хотя… Ты имеешь в виду Аню с ее мужем?

- Ты давно уже почетный член клуба пострадавших от зависти! – смеюсь я.

…На самом деле, отчего так происходит? Почему вчерашние лучшие подруги отворачиваются от тебя, стоит лишь тебе заявить им о своих успехах? Причем, пожалеть тебя, когда у тебя проблемы, подруги не откажутся никогда. Ты поплачешь у них на плече, тебе будет оказана всесторонняя психологическая помощь. Чем тяжелее тебе будет, тем сильнее будет поддержка от настоящих подруг. Но… Стоит лишь тебе начать рассказывать о своих успехах, как ты столкнешься с настоящей маской непроницаемости на лице тех, кто жалел тебя и желал тебе всяческих успехов…

…Аня. Муж Ани Никита – паренек с прошлым. Имел в свое время проблемы с наркотиками и законом. Но вообще добрый, любящий поразмышлять парень. Как-то раз его начало «сносить». Ну, чувствует человек, что его «сносит», а сделать ничего не может. И кто же может? Друзья, конечно. Мы с женою – друзья Ани и ее мужа. И укладываем Никиту в ребцентр. На три месяца. Лучше пускай он пролежит эти три месяца там, чем потом сляжет в могилу на гораздо более долгий срок.

В общем, муж уехал, а Аня с ребенком восьми месяцев от роду осталась. И мы вместе с ней. Помогаем ей, жена КАЖДЫЙ день с Аней рядом. У самих дела не очень, но последнее отдаем. Стараемся. И так три месяца. Аня плачет от благодарности, ее муж рассыпается в клятвах вечного долга в телефонных звонках. Нам не нужно ничего. Так воспитаны: проблема друзей – моя проблема. Через три месяца возвращается муж Ани. Проблемы с наркотиками решены.

За те три месяца, что он отсутствовал, у меня в жизни происходят определенные перемены к лучшему. В общем, в жизнь приходят большие деньги. И начинается. Сперва Аня перестает звонить. Потом на звонки не отвечает Никита. Мы не понимаем в чем дело. Мы теряемся в догадках и перебираем в голове все, что могло обидеть наших друзей. Ничего не было предосудительного. Немотивированная обида какая-то. В чем же дело? Все точки над всеми і окончательно снес своим звонком муж Ани.

- О, приветик! Ты где пропал? – это я спрашиваю.

- Да я не пропадал… - длинная пауза.

- Ну, значит, мне показалось, - я готовлюсь к его следующей фразе. Я понимаю, что он скажет что-то важное. Но когда я слышу его вопрос, то падаю со стула.

- Ты считаешь, что деньги – это главное в жизни?

- Что?!

Я не понимаю, о чем речь. О чем-то серьезном, судя по тону моего друга.

- Я хочу тебе сказать, что деньги – не главное в жизни.

- Я знаю, - начинаю злиться.

Это не шутка. Не прикол дружеский. Это что-то плохое, пахнущее благими намерениями и замешанное на чувстве, вызывающем во мне отвращение с самого детства.

- Ты должен каяться в страсти к мамоне…

- Что ты плетешь? Ты чего, белены обожрался?

Никита не рассчитывал на такую мою реакцию, потому чуть-чуть сбивается с ритма:

- Это… Ты не должен думать о деньгах…

- Так я о них и не думаю! Ты что, Никита? Ты-то почему о них думаешь? О деньгах моих? Я звоню тебе, а ты не отвечаешь, Ани вечно дома нет. Мы что, провинились в чем-то перед вами? Так поведайте – в чем? Я не понял вообще, о чем ты и в связи с чем?

Он сопит в трубку:

- Мы не должны думать об обогащении…

Меня срывает:

- Слушай! Быть таким, как ты? Ты в 24 года на шее у мамы висишь! Ты женился и ребенка завел, а обеспечивать семью не научился! Ты мне что-то рассказывать будешь?

Никита сдается:

- Я не то имел в виду…

- Все, пока! – я кладу трубку…

…- Непонятно, - жена в недоумении.

- Да мне самому непонятно…

- С чего это он?

- А кто знает… - неопределенно машу я рукой, и мы пребываем в недоумении до следующего случая, который расставил-таки точки над і в этой истории…

…Аня позвонила моей жене. Попросила позаниматься с нею английским. Моя согласилась.

- А ты не думаешь, что этот человек теперь появляется только тогда, когда ему что-то нужно? – я не разделяю радости своей половинки по поводу звонка такой «подруги».

- Да, ладно… Ну, прогнали они тогда, согласна. Так ведь, наверное, дошло теперь…

Мы договорились встретиться с нашими друзьями в небольшом кафе на Подоле. И по ходу разговора оттаяли наши с женой сердца, и смеяться мы начали, и шутить.

Вспоминали дни, когда вместе не знали, где найти нам гривну на проезд, вспоминали, как в метро проскакивали бесплатно. Как Никита у меня одалживал на цветы Ане, а я одалживал у него на букетик своей будущей жене. В общем, окунулись в прошлое и плавно перешли к настоящему.

- А вы как сейчас? – поинтересовался Никита.

- Отлично.

Я специально не вдаюсь в подробности.

- А как с деньгами у вас?

Это опасная тема, я уже знаю.

- Нормально, - я сосредоточенно ковыряюсь в тарелке, пытаясь нашампурить креветку.

- Как нормально?

Я поднимаю глаза. Никита смотрит с неподдельным интересом, Аня тоже вся подобралась.

- А что? – отвечаю я самым безопасным способом.

- Да так… Интересно…

- Погнали лучше в кино. Там интереснее.

Мы идем в гардероб. И девушка-гардеробщица подает моей жене шубу. И я вижу взгляд Ани. И я слышу учащенное сердцебиение Никиты.

- Ух… ты… - произносит Аня.

- Толик подарил, - отвечает жена, и я чуть было не закрываю ей рот ладонью.

Ну скажи – "поносить дали", скажи – "мамина!, скажи – "в рассрочку взяли на 10 лет"!!!

Жена понимает свою «оплошность». В наших друзьях происходит разительная перемена. Аня тупит глазки, Никита не смотрит нам в лица.

- Нет… Мы в кино не пойдем… У нас малая дома… И вообще… Там билеты… Это…

Все понятно. Мы сухо прощаемся. Аня с Никитой уезжают, чтобы НИКОГДА больше нам не позвонить…

Я уверен, что настоящим другом является отнюдь не тот, кто может поддержать тебя в сложной ситуации. А тот, кто искренне может порадоваться твоему успеху. Искренне. Порадоваться. От всего сердца. Без тени того чувства, которое сгубило ни одного человека на этой земле. Без того сосуще-тягучего чувства зависти, из-за которого люди теряют дружбу, отношения, теряют то, что не купишь ни за какие деньги…
Автор: Анатолий Шарий

Отредактировано lili (Сб, 25 Апр 2009 15:06:24)

0

34

lili написал(а):

…На самом деле, отчего так происходит? Почему вчерашние лучшие подруги отворачиваются от тебя, стоит лишь тебе заявить им о своих успехах? Причем, пожалеть тебя, когда у тебя проблемы, подруги не откажутся никогда. Ты поплачешь у них на плече, тебе будет оказана всесторонняя психологическая помощь. Чем тяжелее тебе будет, тем сильнее будет поддержка от настоящих подруг. Но… Стоит лишь тебе начать рассказывать о своих успехах, как ты столкнешься с настоящей маской непроницаемости на лице тех, кто жалел тебя и желал тебе всяческих успехов…

Потому-то я и не верю в женскую дружбу.

0

35

Шампанская написал(а):

Потому-то я и не верю в женскую дружбу.

а верю, но она тем и цена что редка

0

36

lili написал(а):

но она тем и цена что редка

То есть можно перефразировать - друг познается в беде и счастьи)

Отредактировано Дикий_кот (Вс, 26 Апр 2009 12:46:12)

0

37

lili
Как ты считаешь, могут ли дружить женщины с разным достатком?

0

38

Шампанская написал(а):

Как ты считаешь, могут ли дружить женщины с разным достатком?

большая редкость, только если раньше они были на равных или просто дружили со школы. У меня на работе были две коллеги. Одна никогда не знала ,что такая нужда (в свое время запросто ушла от мужа к родителям беременной вторым ребенком), а другая приехала из деревни (отец любитель выпить, тяжелое было детство). И при этом они сошлись. Та что из деревни амбициозна и тянулась стать такой же с достатком как подруга. У нее под конец даже замашки подружкины появились.

0

39

ЗАВИСТЬ.

"Вы хотите вызывать восхищение и зависть? Вы хотите доставлять наслаждение и самому получать максимальное удовлетворение от сексуальной жизни? Вы хотите, но боитесь спросить, как увеличить пенис или Вам нужно лечение импотенции? Волшебный********(удалено цензурой) может стать Вашим секретом необыкновенных сексуальных возможностей и мужского здоровья.".

Свернутый текст

Ну, как впечатлились? Это реальная рекламная фраза с рекламного сайта, продвигающего в массы некий товар. Самое печальное здесь, что она построена очень грамотно, для привлечения целевой аудитории. Поверьте, я не враг - хорошей потенции* в любых ее проявлениях, начиная от сексуальной жизни и заканчивая жизнь научной. Но…Существует одно, но. Обратите внимание на первую строчку. "Вы хотите вызывать восхищение и зависть?" Подразумевается, что мужчина будет ходить и показывать свое "достоинство" мужчинам. Потому что у женщины вряд ли размер "детородного органа" вызовет зависть (что бы там не утверждал Фрейд), да и восхищение наверно тоже не вызовет. А у мужчин, которым будет продемонстрировано такое достижение, от зависти "закатятся глазки", и ….( в примечании можно прочитать статью по этому поводу).

Смотрим дальше. Существует аксиома - чем завистливее ты сам, тем большее удовольствие ты получаешь от чужой зависти, т.к зависть является следствием пониженной самооценки. При сравнении себя с другими, человек чувствует, что он "недостаточно хорош". Итак, мужчина, обладающий заниженной самооценкой, испытывает так называемую "слепую зависть" к предполагаемым соперникам, у которых "символ мужского достоинства" намного превышает, с его точки зрения, его символ. Т.к завидовать можно только кому-то, кто тебя в чем-то лучше, то зависть здесь выступает подтверждением того, что "этот человек лучше, чем Я". Признавая это, мужчина хочет, что бы завидовали ему и тем самым подтвердили, что Он лучше других. Зависимость от оценки других. Самое главное здесь слово - ЗАВИСИМОСТЬ. Отсюда происходит то, что люди практически не признаются в том, что испытывают зависть. Ибо признаться в чувстве зависти к кому-то - значит признаться в том, что ты считаешь этого человека лучше себя - это раз, и два - признать то, что ты зависим. В нашем случае это значит, что мужчина считает некого гипотетического мужчину более мужчиной, чем он сам. И данная реклама манипулирует желанием мужчины утвердиться, повысить свой статус путем увеличения того самого. Смысл в том, что если его Вы увеличите, то и статус Ваш в обществе повысится. И Вы будете самым НАСТОЯЩИМ мужчиной. И самое главное - ДРУГИЕ мужчины признают, что Вы более мужчина, чем они.

(Информация для мужчин, если очень хочется увеличить, улучшить, повысит, утвердить и т д., лучше не пользоваться патентованными средствами, а посетить врача андролога. И посоветоваться с ним. Таким образом, Вы избежите крайне неприятных сюрпризов. Андрологи, как правило - дяденьки и ничто мужское им не чуждо. И уже вместе с андрологом Вы и решите, что вам делать дальше для оптимального улучшения, увеличения, утверждения и т д.).

А вот реальные фразы из Интернета, с сайта, где люди анонимно признаются в "своих пороках":

-Завидую черной завистью людям, у которых хорошее здоровье, что называется "от природы". У которых крепкий иммунитет, доставшийся от папы с мамой... И просто ненавижу таких людей, когда вижу, что они ведут неправильный образ жизни: курят, пьют, ругаются... Хочется, что бы хоть кто-то в этой жизни был умным и понимал, как важно быть здоровым, добрым, счастливым...
-Ненавижу всех тех , кто лучше меня!!!!!!!!!
-Ужасно завидую всем вокруг, особенно тем, кто родился в обеспеченных семьях и мог позволить себе не работать, а посвящать все время учебе и саморазвитию.
-Она самая красивая в нашем классе. А на меня никто не смотрит, потому что я уродина. Она лучше меня, она умнее меня, все крутятся вокруг неё... я ненавижу её.

Фразы взяты по порядку и, как видно, в трех из них присутствует слово "ненавижу". В первой фразе человек ненавидит здоровых. И даже вторая часть фразы, которая вроде бы должна объяснять, что не всех здоровых, а только определенную группу, не перечеркивает этой ненависти к здоровым. Она добавлена для оправдания себя. (Якобы, я ненавижу их за то, что они себе плохо делают. Пардон, не верю. Ненавидят только тогда, когда кто-то доставляет дискомфорт. В противном случае испытывают равнодушие).

Вторая фраза, очень честная фраза - Я ненавижу ВСЕХ, кто лучше меня. Человек признается в том, что терпеть не может, когда кто-то его лучше.

Третья фраза - завидую ВСЕМ. И особенно тем, у кого родители богатые. А дальше уже идет оправдание - потому, что они могут саморазвиваться. А я не могу. Но, скорее всего тут проблема находится в другом, в том, что "они могут себе позволить что-то там делать, а я не могу себе позволить (или неосознанное не хочу - потому что тогда потеряю что-то, что мне выгодно). Делать не могу, а победителем быть хочется.

Четвертая фраза - Я ненавижу ТУ, которая красивей меня. И опять - она лучше меня. А я уродина. И дальше человек признает превосходство другой девушки в том, что ОНА умнее и может привлечь внимание.

Все фразы роднит одно. В них сквозит беспомощность. Невозможность изменить ситуацию.

Второй раз у других родителей не родишься. Лучше всех и во всем в мире не станешь. Родителей на обеспеченных не поменяешь. Внешность из-за возраста пока не изменишь. То есть ситуацию прямым действием изменить нельзя. Создается ощущение беспомощности именно из-за того, что не находится выхода из сложившихся обстоятельств. А беспомощность унизительна и провоцирует ненависть.

По-разному можно объяснить возникновение чувства зависти в онтогенезе**. Некоторые объясняют ее наследием наших очаровательных предков - обезьян. Как известно, в обезьяньей семье существует иерархия - вожак, обладающий самым высоки статусом, и остальные члены группы, каждый из которых имеет свой статус. Так вот зависть возникает между членами группы, когда кто-то из них вдруг тем или иным путем пытается поднять свой статус. Что с точки зрения остальных сородичей "несправедливо" по отношению к ним.

Как правило, нахала наказывают за столь несвоевременные и "неприличные" амбиции. Как говорится - "С какой это стати этот товарищ возомнил себя лучше, чем мы? Он думает получить власть над нами… Сейчас мы укажем ему на его место, чтоб не высовывался". То есть зависть присутствует там, где особь, которая ничем не лучше других особей, с точки зрения этих других, вырывается вперед. Смысл такой - если мы не хуже, то почему ему больше. У людей это проявляется так - я не хуже других, почему одним все, а мне ничего. К вожаку зависти не испытывают. Его превосходство и то, что он "лучше других" очевидно. Необходимы обязательно сравнения и вывод - я не хуже и по отношению ко мне совершенна несправедливость. Причем эта несправедливость может быть и мнимая. Ну, кто ж тебе виноват, что пока ты пиво пил, сосед на Мерседес зарабатывал. Но вывод получается такой - я не хуже его, но ОН на Мерседесе, а Я - пешком. Со мной поступили несправедливо.

Другие говорят о воспитании, в котором с самого раннего детства присутствует сравнение детей между собой и на основании этих сравнений выносятся оценки деткам. В итоге формируется модель, когда "Я хороший не сам(-а) по себе, а только тогда, когда лучше других. Тогда мама меня любит. А когда Петя, Маша лучше меня - мама любит их. Но это не справедливо! Это же моя мама". То есть присутствует чувство, что с ним поступили несправедливо.

Существует такая хорошая по своей сути вещь, как критика. Не всегда критика, далеко не всегда, является следствием зависти, но бывает, что и является. Это когда Ваши достижения и успехи пытаются обесценить. Например, Вы говорите, что у Вас хорошая семья. Муж Ваша поддержка в жизни, дети Вас радуют. А Вам в ответ - "Да-да, радуют они Вас, все сначала так говорят, как бы потом плакать не пришлось. Да поздно будет. Детки они такие. Муж поддержка в жизни? А что, на своих ногах так стоять и не научилась?". Чувствуется, что человеку очень хочется, что бы Вы "потом заплакали". Очень хочется, что бы Ваши детки оказались "такими". Он Ваших детей знать не знает. Но уже критикует. Ему очень хочется испортить Вам настроение. Мол, как ты смеешь утверждать, что у тебя может быть что-то лучше, чем у меня. Сейчас я тебя на место-то поставлю. Не должно быть у тебя лучше, чем у меня. И в этом случае ничего не поделаешь. Если Вас задевают такие высказывания, то у Вас есть только два варианта - или при следующей встрече жаловаться этому человеку на детей, на мужа, на то, как у Вас все плохо (только зачем Вам это надо - подыгрывать человеку, который желает, что бы Вам плохо было). Или постараться увеличить расстояние между Вами настолько, что бы с ним не общаться. Тогда он не сможет достигать своей цели - портить Вам настроение.

Наверное приходилось встречаться с тем, что некоторые знакомые очень участливо расспрашивают о жизни. И если на данном отрезки времени у Вас не совсем "Слава Богу", то они очень искренне Вам сочувствуют. И даже постараются помочь. Но вот если Вы решите поделиться с ними своими достижениями и удачами, то вряд ли порадуются вместе с Вами. Почему? Потому что в первом случае Вы - проигравший, а во втором - выигравший. В первом случае человек сравнивает Вас с собой и говорит себе "Я на высоте!". Во втором случае - на высоте Вы. А если учесть, что в детстве у него сформировано убеждение, что можно быть только в двух позициях - или сверху или снизу, то удивляться нечего.

Но поверьте, человек не всегда и осознает, что он завидует. Совершенно не значит, что он прямо вот так и думает, как я пишу. Часто все эти мысли являются тайной даже для их обладателя.

Признаки неосознанной зависти.

Как говориться врага надо знать в лицо.

- Раздражает "хвастовство" собеседника (Причем здесь может идти речь не о зависти к его успехам, а о зависти к тому, что у человека прекрасное настроение. Он просто излучает энергию. У него все прекрасно. Он победитель).
- После общения с человеком становится жалко себя.
- Очень скучно слушать о том, как человек рассказывает о своих успехах. Хочется отгородиться от него.
- Очень хочется сказать - "Нашел, чем хвастаться" или " Ой, подумаешь, достижение народного хозяйства".
- После разговора напрашивается комментарий - "Ну-ну, все равно, как была дурой, так дурой и осталась, хоть и в шубе".

Сюда же - все анекдоты про блондинок. Потому что мужчины завидуют их машинам, а также пытаются обесценить их как личность, что бы себя успокоить - "Зачем мне дура?".

А знаете, почему дура? Да потому, что не со мной живет. А с другим. А женщины завидуют и машинам и длине ног. Что, не завидуете? Не верю. А кто действительно не завидуют, те значит сами и умницы, и красавицы, и личности самодостаточные.

Неосознаваемая зависть может привести к серьезным проблемам. Часто она маскируется под недовольство жизнью, семьей, под хроническое плохое настроение и раздражительность. Неосознаваемая зависть может лежать и в основе "немотивированных действий" - агрессии и автоагресси***. Так, что зависть, может стать очень опасной. Но будем наедятся, что мы с таким нечасто столкнемся.

Есть хороший анекдот в тему:

Идет 1917 год. Внучка декабриста сидит за столом и раскладывает пасьянс. За окном слышится шум.
- Глашенька, сбегай, узнай, в чем там дело, - обращается она к своей горничной. Та убегает.
Возвращается и говорит:
- Революция, барыня!
- Революция - это хорошо. Вот бы мой дед порадовался. А что хотят, Глашенька?
- Чтобы богатых не было.
- Слава Богу, что дедушка не дожил. Он хотел, чтобы бедных не было.

В случае приступа зависти самый главный вопрос - чего хочется больше - чтобы у соседа корова сдохла или свою купить?

"Скажем, у соседа подохла корова. Казалось бы не своя, чужая, а все равно приятно". (Э. Севела "Легенды Инвалидной улицы"). Это так называемая "черная зависть". Опасна тем, что ничего конструктивного в себе не несет. Цель этой зависти - "низвести" соперника до своего уровня - "чтобы богатых не было", а если получится, то и пониже. Если всем плохо, то и очень хорошо. Завидовать нечему и некому. От этого вида зависти никто не выигрывает. Завистник портит себе нервы, старается насолить тому, которому завидует, а если не получается, то начинает разрушать себя. А тому, которому завидуют, во первых, следует опасаться, что бы ему не навредили, во вторых, настроение-то уж точно подпортят.

В 80-х года прошлого века (Хорошо звучит, а? Прямо, древностью времен веет  ) занималась я бальными танцами. Ну, бальные танцы, как известно, в одиночку не танцуют. Естественно занимались и мальчики, и девочки. И, как это водится, у некоторых создавались определенные отношения в парах, выходящие за рамки трехчасовых занятий.

И были замечены эти пары в городе за посещением кафе, походов в кино и просто прогулок. После одного из занятий разговорилась я с одной из девушек. Разговор получился достаточно долгий, ну, пока все обсудишь… (что модно, что в школе происходит…). И рассказало мне это создание о том, что она соседка девушки которая с "вон тем мальчиком встречается. Надо бы ему что-нибудь про нее рассказать, что бы он с ней не встречался.". На вопрос "А зачем?" - ответила: "Помнишь Колю и Свету? Больше не встречаются. Это я устроила. Прикольно получилось". Не знаю, чего она ждала от меня. Одобрения, помощи? Чувствовала, что нехорошо поступает и ждала поддержки? Ну, ребят мы с подругой предупредили. Что было дальше - не знаю, я перестала заниматься танцами.

В чем смысл таких действии? В ощущении победы. "Я командую парадом. Я распоряжаюсь Вами. Моя власть. Ты захотела быть лучше меня? На тебя обратил внимание парень? Он должен был обратить внимание на меня. Я лучше тебя". В этой ситуации завистник выступает в роли разрушителя.

И по-другому тоже бывает.

"Вчера Софку встретила. Вся прям цветет и пахнет. Машина знаешь, какая у нее? Прикинь, по-английски так и шпарит. А помнишь, раньше-то… Кто ж думал, что из нее что-то получится. Я уже тоже на курсы английского записалась. И на вождение пойду. А что? Если Софка может, я, что ли не могу".

А вот такой вид зависти направлен на созидание, а не на разрушение. Вместо того, что бы думать, как этой Софке жизнь испортить, человек думает, как свою жизнь улучшить. Не Софку до своего уровня опустить, а как самой до жизненного уровня Софки подняться.

Хотя такой вид зависти принято называть "белой" завистью, но я бы не стала называть ее "белой", а назвала бы ее конструктивной завистью. Мне кажется, белой зависти не существует. А если Вы кому-то завидуете "белой завистью", то Вы, скорее всего не завидуете человеку, а признаете его успех, как справедливую награду. Даже если хотите достигнуть того же. Но при этом у Вас отсутствует желание как то принизить ч еловека - "А помнишь, раньше-то… Кто думал что из нее что-то получится?". И самое главное - у Вас нет чувства, что Вы проигравший.

А если есть такое чувство? Тогда подумайте о том, какой ценой куплена "победа" этого человека. Вы уверенны, что знаете, какую цену этот человек платит за свою победу? Вы уверенны в том, что хотите платить ту же цену? Хотите себя сравнить с другим? Тогда будьте честны перед собой - сравните всю его жизнь со всей Вашей жизнью. Вы уверены, что когда Вы веселились в своей жизни, этот человек не плакал? Вы уверены, что у него в жизни не было трагедий, о которых Вы не знаете? Вы уверены в том, что если узнаете о его жизни в подробностях, Вы согласитесь обменяться с ним жизнями. Посмотрите на себя глазами Ваших друзей. Как Вы думаете, сколько достоинств в Вашей жизни они обнаружат по сравнению со своей жизнью. Вы, естественно, об этих достоинствах уже и забыли. Потому что за чужим забором яблоки всегда крупнее. Все равно крупнее? Хорошо, давайте вырастим не мельче. Уверенны, что яблоки крупными не вырастут? Сорт не тот, земля не подходящая, удобрения для яблонь у Вас нет? Тогда давайте растить не яблоки. А ананасы, например. Ну, можно сливы или кабачки. Соседу принадлежит пальма первенства по выращиванию яблок. А Вы являетесь королевой кабачков. Сосед купил дорогую иномарку? Кошмар, конечно, но у Вас жена красивее и теща с Вами не живет. Хотите с его тещей жить?

Что делать с завистью.

Признать, что завидуешь. Разрешить себе завидовать
- Признать, что тот, кому завидуешь, ни в чем не виноват
- Признать, что не недостатки этого человека, делают его мишенью для Вашей зависти, а его успех
- Подумать о том, нужен ли Вам такой успех
- Подумать о том, какую цену Вы готовы заплатить за такой успех
- Принять решение о том, соответствует ли цена качеству, по Вашему мнению
- Начать действовать в сторону достижения желаемого.

Итак, одной фразой

Зависть - это сравнение себя с другими, и признание того, что они являются в жизни победителями, а мы - проигравшими.

Примечание.

Авторы нового документального фильма "Зависть к пенису" утверждают, что психоаналитик Зигмунд Фрейд ошибался: завистью к пенису страдают не женщины, а только мужчины. Содержание "Зависти к пенису", документального трехсерийного фильма, который стартовал на британском канале Channel 4, В порно-комедии 1973 года "Сексуальный вор" (The Sex Thief) Мартина Кэмбелла / Martin Campbell есть 20-секундный эпизод: обнаженная женщина лежит на кровати. Сексуальный вор - взломщик, проникающий в квартиры женщин, - загадочно стоит у окна в трусах образца 1970-х. Камера фиксируется на лице женщины, а мужчина, лицо которого закрыто маской, приближается. "Нет! Нет!" - произносит она. Он стягивает трусы. "О, да!" - шепчет она и лишается чувств от изумления.

Эпизод очерчивает две мужские фантазии, ставшие заблуждениями, по поводу секса: во-первых, секс - это хладнокровный акт, центральная роль в котором принадлежит пенису; во-вторых, сколько бы женщины не говорили, что размер не имеет значения, они лгут и знают об этом.

Авторы фильма встречались с мужчинами, безнадежно и одержимо ищущими "идеальный пенис", с мужчиной, который утверждает, что у него самый большой в мире член, с мужчиной, который тянет своей крайней плотью грузовики ради духовного просветления, с некогда знаменитым, но уже забытым Джоном Уэйном Боббином, которому жена отрезала пенис кухонным ножом, и он сделал карьеру на своей кастрации.

"Фрейд ошибался: завистью к пенису страдают не женщины, а мужчины, пишет The Guardian. - Даже на обыденном уровне, эти мужчины, стоящие у писсуаров, бросают взгляды на член соседа, определяя свое место в рейтинге. Именно увлечение размером сделало возможным и даже необходимым для некоторых мужчин постоянно стремиться к увеличению пениса - точно так же женщины становятся одержимыми увеличением груди. Все чаще это стремление к модификации тела воспринимается не как членовредительство, а как право потребителя".

Дин Фридланд, живущий в штате Юта, мечтал увеличить свой пенис. Он заплатил 11 тысяч долларов доктору Харольду Риду за две процедуры - хирургическое удлинение и последующее использование тяжестей для увеличения диаметра. Операция сравнительно проста - перерезанная связка позволяет пенису опуститься и выглядеть длиннее - но большинство мужчин, приходящих на консультации, относятся к ножу с подозрением, не в последнюю очередь потому, что возможна ошибка.

Майк Салвини продает тяжелые металлические шплинты. Шплинт вставляют в член и тянут вниз, используя груз для его вытягивания в течение нескольких недель. Салвини с энтузиазмом говорит о металлических стержнях и утверждает, что он вдвое увеличил длину собственного пениса. Помимо шплинтов, насосов и блоков, в интернете можно найти еще множество приспособлений. Но самое страшное - это так называемая дисморфия пениса: в пенис вводят силикон, чтобы достичь желаемого размера. Мужчины размещают в интернете фотографии результатов, и эрекция таких деформированных пенисов кажется невозможной. Ну и что, говорят они, им просто хочется поделиться красотой, пишет издание.

Процедуры меняют длину пениса в спокойном состоянии, но это не отражается на эрекции "пропорционально". Иными словами, большой член нужен для того, чтобы похвастаться перед другими мужчинами в раздевалке спортзала, делится наблюдениями от фильма Жак Перетти.

Необычно большой пенис всегда становился для его обладателя источником страданий. Йона Фалкон, живущий в Нью-Йорке, хвастается тем, что у него самый большой в мире член. Однако он отказался от славы, которую член когда-то ему принес (он был танцовщиком в гей-клубах). Фалкон отказался от карьеры в порноиндустрии, сидит дома с мамой и мечтает стать актером.

Взято с http://www.polit.ru/world/2006/01/31/freud.html

*Потенция-(от лат. potentia - сила), наличие сил, материальных средств и других возможностей (часто ещё не раскрывшихся) для каких-либо действий.
**Онтогенез (от греч. on, ontos сущее + genesis зарождение, развитие) - процесс индивидуального развития организма от момента оплодотворения яйцеклетки до его смерти.
***Автоагрессия (от греч. autos- сам) агрессия, направленная на себя. Проявляется в склонности к самоунижению, самобичеванию. В особо тяжелых случаях - в попытках суицида. Характерна для лиц, страдающих невротическими и депрессивными расстройствами.

Кристина Поле
психолог-консультант

0

40

Так тока адиёты буржуйские и ловятся...у нас ,слава богу,таких мало

0

41

Дикий_кот написал(а):

у нас ,слава богу,таких мало

С чего бы?
"Хочу такую шубу, да чтобы все соседки обзавидовались!" - это буржуйское? ))

0

42

Шампанская написал(а):

"Хочу такую шубу, да чтобы все соседки обзавидовались!"

Да,понтующихся идиотов и у нас хватает

0

43

ЗАВИСТЬ
 
   Тема эта очень трудная и неоднозначная.
 
   Зависть - завидовать, все же от корня видеть. Т.е. видеть за пределы своих возможностей и ресурсов, влезая взором (иногда мысленным) во владения другого человека, как ненавидеть - не видеть ничего хорошего в другом, кроме его отрицательных качеств, что может относиться и к предмету, и к произведению, и к самому человеку.
 
   Зависть - страшное, всепоглощающее, всепожирающее, испепеляющее чувство, которое в первую очередь уничтожает личность самого завистника, который, переходя от зависти к ненависти, теряет контроль над своими поступками и, в конце концов, самоуважение.
   Любым путем - унизить, смешать с грязью, уничтожить объект зависти. Даже часто по принципу "ни сам не гам, ни другому не дам"...
   А иногда готов сделать плохо ненавидемому даже за счет своего благополучия, здоровья, а иногда - даже и самой жизни.
 
   Египетские рабы, ненавидя семью потомков Якова, готовы были сами никогда не увидеть свободы, только чтобы ненавистные им оставались в рабстве.
 
   Существует такая притча.
   Правитель сказал, что готов выполнить любую просьбу двух людей при условии, что второй получит в два раза больше, чем проситель.
   Тогда один из соперников сказал:
   -Правитель, выколи мне один глаз...
 
***

 
   Древнееврейский язык (лошен кодеш - святой язык) - первый язык в мире. На нем говорил Сам Создатель с Адамом и Евой (Хавой) - первыми людьми на земле. На этом языке Адам называл все предметы, вещи и дал имена всему живому на земле, исходя из корня понятий, которые на иврите в значении букв и отличаются от всех других языков. Именно поэтому любой перевод - очень приблизителен.
   Учить Тору, данную Б-гом, верно можно только на первом языке оригинала.
   Многие переводы Библии иногда просто теряют прямой смысл из-за переводов.
   Переводить дословно с иврита - невозможно.
   На этом языке после Потопа говорил и Ной (Ноах) и его три сына: Шем (Сим), Яфет и Хам. На нем продолжали говорить и все их потомки пока В-вышний не смешал (разделил на 70 языков) при попытке постройки Вавилонской башни.
 
   Именно поэтому во всех языках сохранились корни первого на земле языка. Исследователи уже обнаружили более 800 корней в русском языке, а это - только начало.
 
   Это вступление не для прославления древнееврейского языка, который отлично знали все интеллигенты и России, и Европы, как и все священослужители христианства во всех его разветвлениях (изучали в гимназиях, читали, писали, говорили). Мне бы хотелось немного посмотреть в корень слова ЗАВИСТЬ.
 
***

 
   Зав - на иврите - истекающий гноем, или кровяными выделениями. Завом мог быть и мужчина, и женщина. Это очень сильная нечистота, которая передавалась и через предметы, к которым зав прикасался, сидел или лежал на них.
   Более того, нечисть (ритуальная нечистота) передавалась через все слои сидения или подстилок.
   Исть - есть, на иврите есть - ешь. Итак, по этой версии зависть - истекающий есть
   . Истекающий самыми отрицательными чувствами (злобой, ненавистью), страстями.
 
   На иврите зависть - кинА.
   Думается, что имя Каин происходит от того же корня, позавидовавший Эвелю, когда Творец принял жертву Эвеля (отборных овечек), не приняв жертвы Каина (отбросы, льняные зерна).
   Зависть привела к уничтожению четверти всего тогдашнего населения земли.
   Также на иврите звучит и слово "вошь" - кинА.
   Итак, с какой стороны не подойдешь, а зависть звучит неблагозвучно.
 
***

 
   Зависть - захватывающая страсть, вбирающая в себя всего завистника, всю его суть. Противостоять ей, бороться с нею, когда она уже заполыхала, сжигает тебя, очень трудно. Намного легче предупредить.
 
   В чем же суть зависти?
   Человек недоволен собою, своим положением, своей ролью в обществе.
   В принципе это ведущее к дальнейшему развитию чувство, вызывающее соревнование и, в лучших случаях, желание подняться выше, над самим собою.
 
   Поэтому существует понятие "белая, чистая зависть", когда человек, видя лучшее, сам старается подняться до того уровня, т.е. занимается самоусовершенствованием, развитием своих талантов, способностей не за счет предмета зависти.
 
   "Черная зависть" - совершенно непродуктивна, разрушительна. Завистник старается унизить, оскорбить, превратить в ничто объект своей зависти в надежде, что другие скажут то, как своими действиями и поступками он хочет сказать о себе:
   -Видите, я не такой, как тот, кого я преследую, унижаю. Я - лучше его...
 
   Так как зависть в первую очередь уничтожает самого завистника, отнимая у него продуктивность, возможность расти, продвигаться, усовершенствоваться (все силы, умение от отдает дурному языку, клевете, унижению другого, маранию его имени и дел), то все же каждый разумный человек (не его соратник, соучастник, подельник) моментально различает завистника.
   Соответствено у него складывается и мнение о завидующем.
 
   Завидовать можно всему: росту, стати, красоте, поступкам, семье, жене(мужу) другого, детям, положению в обществе, национальности, цвету кожи, волосам, носу, глазам, ушам, умению, поведению, способностям, талантам, даже мебели в доме соседа, машине, домашней собачке.
 
   Зависть, как и последующая за нею ненависть - беспредельны.
   Пожирающий огонь зависти никогда невозможно насытить, пока он не сжигает все вокруг, включая самого ненависника...
   Бойтесь, остерегайтесь попасть в сети зависти...
 
***

 
   Счастлив человек, довольный тем, что у него есть, радующийся тому, что он имеет, тому, что В-вышний в Его милости дал ему.
   Ведь вокруг столько несчастий и несчастных, что любой при сравнении может понять, как хорошо ему, даже в тех напастях, которые преследуют его.
   Еще более счастлив человек, умеющий радоваться достижениям, успехам другого.
 
   Благославляющий - благославен.
   Проклинающий - проклят.

Мендельсон Эрнст Давидович

0

44

Какого цвета зависть?
Зависть – это чувство, которое знакомо практически всем.
Каждый представитель рода человеческого хотя бы раз сталкивался с подобными эмоциями.
Кто-то смог подавить в себе это чувство, кто-то даже не пытался этого сделать и слепо отдавался во власть зависти, а кто-то переносит ее очень легко, практически незаметно, поэтому просто не обращает внимания на нее.
Пришло время узнать, что же такое зависть.
Один из величайших французских литераторов – Антуан де Ламотт однажды дал такое определение зависти, которое, на наш взгляд, как нельзя лучше раскрывает сущность зависти, как социального явления в целом: «Зависть – это невольная дань уважения, которую ничтожество отдает достоинству».
И смысл этого высказывания вовсе не в том, что человек, который завидует, является ничтожеством. Смысл в том, что он сам себя таким ощущает.
Человек считает, что кто-то в чем-то лучше него и страстно желает обзавестись объектом своей зависти.
Следует сказать, что с такой стороны на зависть никто, кроме Антуана де Ламотта, не смотрел.
Наоборот, и по сей день зависть считается тяжким грехом, разрушающей собственную личность, недоброжелательным поступком по отношению к более благополучным людям.
Ранее считалось даже, что зависть – это одна из самых распространенных причин нервных заболеваний.

Современные психологи стали рассматривать зависть не как единое чувство, которое существует в определенный период жизни человека, а как цепочку взаимосвязанных явлений.
Знаете с чего, по мнению специалистов, начинается зависть?
С того, что человек начинает себя сравнивать с кем-то другим. Это исток данного чувства.
Вся проблема в том, что мы не умеем воспринимать себя как целостную данность, мы постоянно стараемся увидеть себя, через сравнение с другими.
В результате, мы выясняем, что кто-то превосходит нас в какой-то значимой для нас области.
Это вызывает чувство досады, обиды, унижения или даже осознания собственного поражения.
Мы подсознательно обижаемся на того, кому завидуем, не понимая, что человек не виноват в том, что мы в чем-то хуже него.
Исследователи даже отмечают, что наиболее сильная зависть бывает между людьми, находящимися на примерно одинаковом социальном уровне, социальная дистанция между которыми незначительно мала.
Слишком сильная разница в финансовом положении, в возрасте, в достижениях редко вызывает бурные эмоции.
Так, например, вполне естественно, что вы будете больше завидовать своей подруге, которая копила год и купила себе автомобиль, а не какому-нибудь олигарху, который меняет эти машины, чуть ли не каждую неделю.
Вот примерно таким образом в нашей душе и начинает прорастать зависть.

Только на этом история не заканчивается, скорее, наоборот, только начинается.
Зависть подавляет те чувства, которые мы испытываем к человеку, трансформируя их в негативные.
Первым делом человек начинает испытывать неприязнь к субъекту своей зависти.
Степень этой неприязни может быть различной.
Все зависит от того, насколько человек правильно воспитан, каков его природный темперамент, насколько сильны позиции остальных сдерживающих факторов, например, длительные теплые отношения, наличие родственных связей и так далее.
На самых запущенных стадиях человек может начать желать зла тем людям, которым он завидует или страстно желать отнять у них предмет, который будит в нем зависть.
Следует сказать, что зависть возникает далеко не всегда.
Если бы мы испытывали зависть каждый раз, когда сравнивали себя с другими, то, простите, сами бы разрушили существующий мир.
Завистники (то есть все мы) попросту разорвали его на куски.
Почему порой мы не испытываем зависти?
Да потому что завидуем мы только тогда, когда испытываем какую-то неудовлетворенность, когда какие-то наши потребности не удовлетворяются.
Так, например, вы никогда не будете завидовать известному на весь мир футболисту, если не любите эту игру и не хотели бы заниматься футболом.
У вас не вызовет чувства зависти человек, жующий вкусный бутерброд, если вы сами не испытываете голода.
Вы не будете завидовать человеку, который занял высокую должность, если сами является президентом известной и весьма преуспевающей компании.
Все дело в том, что наши потребности, если они не удовлетворяются, требуют своего удовлетворения, заставляя нас завидовать тем, кто имеет то, чего нет у нас.
Именно поэтому, для того чтобы понять, каковы же истоки зависти, нужно разобраться в том, какие потребности существуют у человека.
Все потребности принято делить на базовые, то есть основные, и все остальные.
К базовым потребностям относиться сон, еда, питье, чувство защищенности, нормальный температурный режим, наличие кислорода, уважение, хотя бы в узком кругу и так далее.
Говоря проще, в эту группу входят те потребности, которые обеспечивают нашу нормальную жизнедеятельность и не более того. Нехватку чего-то из вышеперечисленного мы переживаем особенно остро, особенно сильно завидуем.
Но нужно сказать, что даже в этом случае чувство зависти присутствует с нами только до тех пор, пока мы не поймем, что наши настоящие действия, которые лишают нас одной их базовых потребностей, гораздо важнее, чем то, что мы хотим получить.
Так, например, даже замерзнув, устав и проголодавшись, вы будете с удовольствием продолжать экскурсию по очень красивым и незнакомым местам, а не бросите ее и не пойдете есть, греться, и отдыхать.
Потому как понимаете, что ваши действия носят гораздо больший смысл, чем обеспечение для себя всего вышесказанного.
Все остальные потребности, будь то желание иметь престижную работу или элитную машину – это лишь те приоритеты, которые современное общество навязывает не реализовавшим себя в жизни людям. Не более того.

Так как же перестать завидовать?
Ответ прост и лежит на поверхности: нужно, наконец, перестать сравнивать себя с другими и научиться работать над своей жизнью. Вот и все.
Только сказать гораздо легче, чем сделать…Желаем вам удачи!
http://www.gen.su/node/7505

Отредактировано lili (Вс, 30 Авг 2009 22:28:25)

0

45

А. Штейнзальц

ЗАВИСТЬ

Зависть, одно из самых распространенных и острых человеческих переживаний, проявляется в самом раннем возрасте. Даже маленьких детей обуревает это чувство; стоит ребенку увидеть у кого-то в руках что-то понравившееся ему, его первое побуждение – схватить и отнять. С годами объекты зависти, конечно, меняются, но сама ее природа остается неизменной. Становясь взрослыми, мы перестаем завидовать игрушке в чужой руке, но вместо нее появляется что-либо иное – скажем, солидный банковский счет. В общем, зависть носит настолько универсальный характер, что мы частенько либо не замечаем ее, либо не считаем, что она создает нам проблемы.

Не исключено, что изначально зависть – черная зависть, как ее иногда называют, – возникает из ощущения обездоленности, но чаще всего она связана с инстинктом собственника: у кого-то это есть, а у меня нет; я тоже хочу! Зачастую появляется желание получить какую-либо вещь не потому, что хочется ее иметь, а из-за того, что она есть у другого. У детей такой инстинкт далеко не всегда направлен на конкретный предмет. Попав в огромный магазин игрушек, малыш с горящими от жадности глазами просит купить ему все игрушки просто потому, что они тут есть. Его просьба не означает, что он мечтает о каждой из них. У многих людей есть опыт покупки подарка (ребенку или взрослому – все равно), совершенной только по той причине, что у них долго выклянчивали это или даже требовали. Но как часто бывало, что стоило им выполнить просьбу, как на их глазах долгожданную вещь откладывали в сторону, немедленно потеряв к ней всякий интерес! Иногда к ней вообще никогда больше не притрагивались, так как сама по себе она была не нужна, – точнее, нужна только потому, что кто-то другой имел такую же.

Зависть неразборчива. Она может быть вызвана чем угодно, подогреваясь осознанием статуса желаемой вещи как собственности другого, как знака отличия определенной общности, как символа принадлежности к какой-либо социальной группе. Объект зависти имеет мало отношения к реальным потребностям конкретного человека, он, скорее, указывает на место, которое тот хотел бы занимать в обществе. В некоторых примитивных цивилизациях женщины выбивают себе передние зубы, чтобы считаться красивыми. Нам это может показаться диким, но не нужно далеко ходить за примером из нашей собственной действительности: зайдите в любой спортивный клуб и вы непременно найдете секцию, в которой мужчины и женщины истязают собственное тело, чтобы придать ему желаемую форму. Ради достижения современного идеала красоты они истощают свою плоть настолько, что становятся похожими не на топ-модели, а на огородные пугала. Объективный результат этой физкультурной пытки значения для них не имеет, потому что людям в действительности не столь важно, как они выглядят, – их гораздо больше волнует соответствие моде, распространенной в конкретной социальной группе. Если мода диктует определенный внешний вид, то они считают необходимым добиться соответствия ей, даже если в глубине души не приемлют ее.

Мы начинаем испытывать зависть, если не хотим отставать от остальных. Кроме того, нам хочется иметь то, чему завидуют другие.

Иногда зависть легко удовлетворить: надо лишь приобрести то, что есть у других. В этом случае самая большая потеря – уменьшение толщины бумажника. Желание (которое порой превращается в навязчивую идею) во всем походить на соседа можно удовлетворить покупкой такой же машины, как у него, или даже более дорогой и престижной.

Но зависть может быть и не столь безобидной. Если человек не в состоянии получить вожделенный предмет конвенциональным путем, у него может возникнуть желание отобрать его у того, кто им обладает, и стать его полновластным хозяином. Зависть в таком случае может стать причиной преступления. Грешно желать чужую жену или имущество, принадлежащее другому, но еще хуже пытаться завладеть этим, ибо тогда зависть превращается в алчность. Зависть может быть тихой и пассивной. Алчность – это реализуемая зависть.

Логика алчности такова: если кто-то имеет то, чего у меня нет, значит, он меня в чем-то превосходит. Забрав у него этот предмет, я всего лишь восстанавливаю справедливое равенство. Поскольку я не в состоянии смириться с чужим превосходством, подобная «уравниловка» приносит мне огромное удовлетворение. Если я не могу подняться на его высоту, дайте мне низвести его до моего положения.

Иногда я могу отнять у ближнего его имущество даже вполне законным путем, но с моральной точки зрения это не может служить оправданием. В определенном смысле захват чужой собственности при помощи юридических механизмов может оказаться делом еще более омерзительным. Подобные деяния уголовно ненаказуемы, и поскольку человек, совершивший их, находится под защитой системы правосудия, он автоматически защищен и от угрызений совести. (В Талмуде, трактат «Гитин», 58а, есть история о человеке, который с помощью юридического крючкотворства отобрал у своего друга жену и имущество. Затем он женился на разведенной, а ее бывшего мужа взял себе в слуги. Хотя он не нарушил букву закона, Талмуд утверждает, что именно этот поступок стал той каплей в чаше зла на весах Небесного суда, из-за которой целый народ был приговорен к изгнанию и геноциду).

Зависть может принимать и публичный, политический характер. В большинстве случаев стремление воплотить в жизнь принципы эгалитаризма – движущая сила многих политических движений – лишь один из способов удовлетворить требование зависти: если у меня этого нет, пусть и у других не будет. Неравенство первично, и неважно, что лежит в его основе – полученное наследство или статус, которого добиваются благодаря таланту или тяжелому труду. Не каждому суждено жить во дворце и вести существование, напоминающее золотой сон своей мечты. Зависть может вызвать у нас стремление уравнять всех, уничтожить дворцы и сделать жизнь каждого одинаково жалкой.

Мысль о том, что у кого-либо есть то, чего хочется мне (неважно, что именно: собственность, свойство или положение в обществе), может точить нас без перерыва, не давая спать по ночам. Через какое-то время становится уже все равно, будет это моим или нет; остается одно лишь неистовое желание: отнять это у другого. Подобная разрушительная страсть уже никак не связана с первоначальным объектом зависти. На этом этапе раздражает уже само существование человека, который им обладает.

Есть старая сказка, один из героев которой завидовал другому. Однажды завистнику было дозволено попросить у царя все что угодно с условием, что его соперник получит вдвое больше. Подумав немного, он попросил, чтобы ему выкололи глаз.

В одной из притч об аде есть такой рассказ: группа голодных людей сидит за столом, перед каждым стоит миска с аппетитным супом и лежит ложка, слишком длинная, чтобы донести суп до своего рта. Единственный выход для сотрапезников – кормить своего соседа, однако, поскольку речь идет о грешниках, то они остаются вечно голодными. Все мы слышали о знаменитом суде царя Соломона («Вторая Книга царств», 3:16-28). Две женщины родили одновременно, но один из младенцев умер. Каждая пыталась доказать, что оставшийся ребенок – ее. Соломон предложил разрубить ребенка пополам. Самозванка с ухмылкой сказала: «Рубите – пусть он не достанется ни ей, ни мне».

Зависть не нуждается в подпитке со стороны и растет, постепенно превращаясь в ненависть, не находящую удовлетворения, пока не будет уничтожен человек, ее вызывающий. В книге «Ѓа-Йом – йом» сказано от имени раби Йосефа-Ицхака Шнеерсона, шестого Любавичского Ребе: «Любая ненависть излечима, кроме той, которая вызвана завистью». (Противоположность зависти – самодовольство. Еврейские мудрецы, трактат «Авот», 4:1, восхваляли человека, довольствующегося тем, что имеет. Однако удовлетворенность собой тоже может оказаться обоюдоострым оружием. Тот, кто удовлетворен своей долей, не стремится к большему, потому что у него нет стимула). Тот, кому завидуют, не может даже смягчить завистника, ибо чем добрее и щедрее он будет, тем большую зависть, а следовательно, и ненависть, вызовет. Его будут ненавидеть не за то, что он богаче или мудрее, а потому что он человечнее.

Самые безобразные тяжбы из-за наследства вызваны завистью, переросшей в ненависть. Часто они даже не связаны или почти не связаны с тем, что именно завещано. Даже если имущества хватает на всех, для некоторых людей невыносима сама мысль о том, что кому-то достанется больше, чем им. Тяжбы такого рода могут тянуться годами (между странами – даже сотни лет), но так и не прийти к завершению. Они по сути не являются имущественными спорами – это зависть, ставшая самоцелью, растет, а затем пожирает душу. Подобная борьба в ожидании падения и гибели соперника может стать единственным смыслом существования человека. Мания может зайти так далеко, что если одержимому ею наконец удается достичь вожделенной цели, он вдруг понимает, что жить ему больше незачем.

И удовлетворенная, и неудовлетворенная зависть разрушительна для всех, кто вовлечен в поле ее магнетизма, включая самого завистника. Он необязательно становится опасным для окружающих, ибо далеко не всякий человек, какими бы черными ни были его мысли и грешными – вожделения, способен перейти к непосредственным действиям, причинить кому-нибудь вред. Как правило, он все равно ограничен моральными нормами и законом. Но неизменным остается одно: неудовлетворенная зависть разъедает душу.

Обычно зависть считают чисто негативным чувством, однако, как и многие другие эмоции, она не однозначна. Потаканию ее аппетитам служат промышленные предприятия, целые отрасли индустрии, которые могут быть столь же велики, а может быть, и гораздо мощнее созданных по необходимости, в соответствии с нуждами населения. Вот два примера: машины и мода. Чем больше развита страна, тем больше средств вкладывается в «индустрию зависти». Бизнесмены делают все возможное для появления у людей новых потребностей, разрабатывается прямая и скрытая реклама, после чего создается продукт, призванный эти потребности удовлетворить.

Зачастую отвратительная и разрушительная, зависть, тем не менее, может способствовать рождению великого и прекрасного. Маймонид в предисловии к своему комментарию трактата «Авот» говорил, что если бы на свете не было бы завистников, наш мир бы не существовал. Он писал о людях, работавших не покладая рук, подвергавших свою жизнь опасности, и все это ради того, чтобы построить, например, прекрасную виллу, которая простоит не одну сотню лет, хотя хозяин сможет наслаждаться делом рук своих относительно недолго.

Зависть тесно связана с духом соперничества, который сильнее даже, чем желание обладать. Состязаясь, человек все делает лучше, чем делал бы, не имея конкурента. Соревнование заставляет нас стараться быть выше, богаче, сильнее противника. Дух соперничества, заставляющий нас стремиться к победе, заложен в нашем подсознании. Он присущ даже животным и является для нас и для них очень мощной движущей силой. Даже стихии – огонь и вода, земля и небо – могут быть представлены как силы, непрестанно соревнующиеся друг с другом1. То немногое, что нам известно об ангелах, позволяет предположить, что и им не чужд какой-то элемент соперничества и ревности2.

Зависть нельзя игнорировать, но можно использовать в благих целях. Еврейские мудрецы считают, что всякая зависть – зло, за исключением зависти ученых к успехам коллег (кинат-софрим3). Такая зависть в состоянии подвигнуть человека на самоусовершенствование, поможет подняться на новый, более высокий уровень. Соперничество наблюдается и в спорте, и в стремлении к приобретению материальных благ, однако точно так же оно способно стимулировать тягу к познанию мудрости или даже достижению святости.

Подобного рода зависть может стать созидательной силой. На конференциях, коллоквиумах и симпозиумах, где собирается большое количество ученых, используют, среди прочего, и этот механизм для продуцирования и развития новых идей. Благотворительность тоже в значительной степени подпитывается конкуренцией и завистью. Разумеется, здесь присутствует и доля (порой значительная) эгоизма, но в общем и целом результат всего этого положительный.

В Книге притчей Соломоновых (23:17) говорится: «Пусть не завидует сердце твое грешникам; но да пребудет оно всегда в страхе пред Богом». Человек рождается с большим потенциалом желаний, которые мы не можем, да и не должны подавлять. Проблема не в зависти, а в том, на что она обращена. Наша задача состоит в том, чтобы определить, как управлять нашими эмоциями и как распоряжаться природными склонностями. Их можно использовать в качестве материала для духовного роста или как сильнейший яд, который уничтожит все живое вокруг. Мы завистливы от природы, однако свобода воли позволяет нам избрать объект зависти. Можно завидовать негодяю и хотеть превзойти его в пороке, но можно завидовать и тем, кто интеллектуально выше нас, благороднее и добрее. Стремясь превзойти их, мы растем духовно.

К сожалению, люди чаще всего завидуют тем, кто богаче, и получают удовлетворение от сравнения себя с теми, кто беднее духовно. Среди нас есть люди, слишком гордые для того, чтобы грешить, и мы могли бы брать с них пример в этом и воздерживаться от уродливого чувства зависти. Мы можем решить, что нам не к лицу подобные низкие чувства, что это ниже нашего достоинства.

В этом и заключается разница между завистью к духовному богатству и тем же чувством, направленным на материальное. Ведь завидуя первому, мы не захотим, чтобы его стало меньше у ближнего. Хотя движущей силой и такой зависти остается эгоизм, это эгоизм сублимированный. Можно спорить по поводу исходной чистоты и благородства этого чувства, однако это та самая зависть, что заставляет людей стремиться к большему и достигать его, преобразует эгоистичное желание в движущую силу для превращения нашего мира в место, более пригодное для обитания. (Но все-таки и в эту сферу может проникнуть зло. Зависть к учености и даже к праведности может обернуться стремлением завоевать более высокое общественное положение посредством попытки принизить достойного человека, который выше завистника во всех отношениях, чтобы выглядеть более мудрым и порядочным, чем он (см., напр., Маймонид, «Мишнэ Тора», кн. «Сефер ѓа-мада», разд. «Ѓильхот деот», 6:4).

Мне бы хотелось закончить эту главу рассказом о хорошей зависти. Великий хасидский Ребе, больше известный как Святой Еврей4, говорил, что всеми своими достижениями обязан кузнецу. В детстве он жил по соседству с очень трудолюбивым кузнецом, который каждое утро вставал на работу ни свет ни заря. Однажды, услышав звук молота, Святой Еврей сказал себе: «Этот человек работает за деньги. Я изучаю Тору, что намного возвышенней. Если кузнец может заставить себя недосыпать и вставать на работу так рано, то почему я не могу делать это?» И он стал вставать на занятия немного раньше. В тот же день кузнец, услышав голос йешиботника, учащего вслух Тору, подумал: «Я зарабатываю деньги, а этот молодой человек за свои занятия не получает ни гроша. Если он может вставать так рано, то я должен подниматься еще раньше». Так он и поступил. Тогда Святой Еврей стал вставать вообще чуть свет. Так они соревновались долгое время. Потом Святой Еврей рассказывал, что это соперничество помогло ему стать ученым.

В таком состязании ни кузнец, ни Святой Еврей ничего не потеряли, оба только выиграли. Завидуя друг другу, они искали путь к максимально эффективному использованию времени и заочно соревновались в этом, занимаясь каждый своим делом. У них даже появился дух соперничества, желание победить, стремление стать первым, и это заставило двух людей разных профессий и ведущих разный образ жизни добиться большего.

Примечания

1 См. «Тикуней-Зоѓар», с. 196.

2 «Мидраш раба», гл. «Брейшит», 12:8.

3 Вавилонский Талмуд, «Бава батра», 22б.

4 Раби Яаков-Ицхак Рабинович (1765 – 1814).

0

46

кароч зависть свойственна всем,но не все могут ее повернуть на созидание

0

47

Дикий кот написал(а):

кароч зависть свойственна всем,но не все могут ее повернуть на созидание

некоторые отрицают что им свойственно завидовать. Даже мимолетно...

0

48

lili написал(а):

некоторые отрицают что им свойственно завидовать.

Про вранье поговорим в следующий раз...

0

49

Дикий кот написал(а):

Про вранье поговорим в следующий раз...

:D я когда про хвастовство читала не раз наталкивалась на виды лжи.

0

50

Вот часто читаю на форумах такие диалоги (сама в них не участвую)), в которых на критику (обоснованную, ИМХО), какое-то замечание в ответ начинается "Да ты мне/ему/ей/им просто завидуешь!!!"
Хотя я вчитываюсь в мысль комментатора и обдумываю, насколько он прав в своем мнении, по моему мнению и мысли про зависть в голову просто не приходит. Поэтому когда я читаю такой ответ, он меня ставит в тупик. Это что, тоже вариант тупо отбрить, как и Не умничай! ?
Раздражает как-то.

0

51

Шампанская написал(а):

Вот часто читаю на форумах такие диалоги (сама в них не участвую)), в которых на критику (обоснованную, ИМХО), какое-то замечание в ответ начинается "Да ты мне/ему/ей/им просто завидуешь!!!"

как-то подобное на детский разговор смахивает.

Когда нечего сказать…
…лучше промолчать. Так говорят маленьким детям, которые не умеют держать язык за зубами. Так говорят подросткам взболтнувшим неуместное. Так говорят умные люди не умным. Так говорят старикам, которые иной раз сами не знают что говорят.http://nikitin.wm.ru/almanath/HTML/Puzo/Puzo_targid_k.htm

Вот и  получается, что когда сказать нечего - "морозят чепуху"

0

52

Товарищи.. Вопрос такой назрел конкретный - вы рассказываете о своих удачах/приобретениях/и т.п., чему можно потенциально позавидовать, коллегам, приятелям по Инету, которых давно знаете и др. людях, которые вроде не самые близкие, но и не далекие вам по духу и дружбе?
Во как)
Или предпочитаете даже потенциально не вызывать зависть своей персоной, умалчивая о радостных событиях/приобретениях?

0

53

Никогда не страдала завистью...
Но люблю наблюдать за завистливыми - это весело и поучительно. http://i048.radikal.ru/0803/3d/92599657e398.gif

0

54

Тарталетка
А почему весело?

0

55

рассказываю в зависимости от отношений

0