мета-тэг

Ра z говорник

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ра z говорник » Просветительские диспуты » Размышления о России


Размышления о России

Сообщений 1 страница 30 из 833

1

Выбор России: характер перемен и дилеммы будущего
И.К. Пантин

У этой статьи своя история, которая может объяснить характер освещения поднимаемых проблем и избранную стилистику. Во-первых, она завершает цикл статей и книг автора, посвященных генезису российской демократии. Она обобщает в плане прорисовки контуров целого – и одновременно корректирует – концепцию, развивавшуюся автором ранее. А это требует размышления и рефлексии, а не историографического анализа, который присутствует в статье в латентном, неявном виде. Во-вторых, автор, философ и историк по специальности, сознательно выбрал для статьи стилистику свободного размышления. Не потому, что ему чужды язык и логика “строгой” политической науки, а потому, что абстракция, даже научная, не всегда схватывает то неповторимое, уникальное сочетание дискурсов и возможных типов интерпретаций, которое одно только способно выразить специфику переживаемого сегодня страной момента.

Разумеется, большинство исторических ситуаций в конце концов может быть концептуализировано и превратиться в предмет собственно научного анализа. Но “объективное” изучение хода дел имеет свои границы. Исследование характера общественного развития, особенно когда берется короткий исторический “интервал”, должно учитывать не только объективный ход дел, но и идеологию (политические действия) разных слоев общества, плохо поддающуюся детерминистскому описанию. Взаимоотношением между сознанием и действительностью можно пренебречь (и то не всегда) до тех пор, пока речь идет о больших отрезках истории, но нельзя – если мы хотим понять данную ситуацию, потому что сознание и политическая воля здесь составляют существенную часть исследуемого объекта. В этом случае видоизменяется и сам предмет исследования. Не закономерное (общее) плюс индивидуальные изменения (особенное), вызванные историей страны и деятельностью людей, а закономерность как конфликт и равнодействующая противоборствующих тенденций, итог которых предвидеть порой невозможно, – вот что становится ключевым в процессе понимания “реального” хода событий.

Нужно отдавать себе отчет в том, что изучение политических форм и отношений ведется в теоретической политологии по преимуществу в рамках и пределах их изоморфизма по отношению к разным типам исторического развития. Для конкретного же анализа значение имеет взятая в общем виде связь частей и целого. Это касается и эмпирических предметов, являющихся частями, и эмпирических свойств, в которых выражается их связь. Другими словами, в основе авторского подхода к изучению проблем и противоречий российской демократии лежит убеждение в том, что, скажем, само понятие “демократия” обретает свой смысл лишь в связи с анализом конкретных проблем, стоящих перед данной страной, при обязательном учете типа взаимовлияний различных элементов как внешнего, так и внутреннего порядка. В этой связи автор пошел по “традиционному” пути политико-исторического анализа, обращая особое внимание на то, в какой мере и как российское общество смогло воспользоваться открывшимися после падения коммунистического режима возможностями.

Главный вопрос, который ставится в статье и ответ на который ищет автор, может быть сформулирован в первом приближении примерно так: почему народ России, преодолев в себе коммунизм (вернее, то, что называли коммунизмом), не сумел, по крайней мере пока, открыть для себя новый мир? Разумеется, ответ на этот вопрос сложен и многомерен. Что касается данной статьи, то она центрирована вокруг выяснения тех внутренних препятствий, на которые с самого начала натолкнулся процесс демократических преобразований в нашей стране и которых он преодолеть не сумел. Интересен ли этот ракурс рассмотрения генезиса российской демократии, судить не автору – читателю. Одно несомненно: пока мы не уяснили себе природу трудностей и противоречий, которые предстоит разрешить российской демократии, до тех пор будет существовать неясность относительно перспективы, способной вывести нынешнее поколение россиян на почву и поприще развития, соответствующего требованиям XXI в.

По ходу изложения мы попытаемся доказать, что демократизация в России представляет собой нечто большее, чем простое перенимание достижений политического опыта западных народов. Дело заключается не только в том, что мы, россияне, не можем воспроизвести их путь. Изменились условия порождения демократии, изменились и проблемы, которые российское общество должно решать, чтобы продвигаться вперед. Вообще существование России – не только какой она была, но какой ей быть – это мир своеобразия, специфики, различий (в том числе политических), не нивелируемых влиянием других, даже передовых стран. Вряд ли России следует стремиться стать Европой, но усваивать опыт Европы – и не только ее – она обязана, если хочет решать свои проблемы на современном уровне. Ответ на вопрос “Что делать?” у каждой страны, народа может быть только своим собственным. Словом, вопросов много, и не на каждый можно дать убедительный ответ, тем более одному исследователю. Вот почему автор претендует только на то, чтобы предложить эти вопросы и, главное, попытаться правильно их поставить.
полная версия статьи

0

2

Россия и НАТО: После бала
Давыдов Юрий Павлович
доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник ИСКРАН, академик Академии военных наук РФ
Натовская проблематика, обусловленная прежде всего расширением блока на восток, кажется, перестает быть головной болью для политической элиты и средств массовой информации России. В значительной мере это обусловлено тем, что встречи в верхах в Париже, Мадриде и Денвере (две из них с участием президента Б.Ельцина), если и не поставили точку в четырехлетнем противостоянии России с Западом, со странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) по этому вопросу, то определенно перевели его на уровень более низкой интенсивности, где безальтернативное противоборство, как кажется, уступает место поискам взаимоприемлемых решений. Возникшая пауза позволяет более глубоко осмыслить те перемены, которые обозначились в отношениях России и НАТО (в более широком плане - Запада и стран ЦВЕ) в середине 1997 г.

0

3

продолжение статьи....
Варианты российской политики в отношении НАТО

Они во многом предопределяются, во-первых, тем, чего Москва ждет от росийско-натовских взаимоотношений; во-вторых, тем, чего ждет от них другая сторона; в-третьих, тем, какова будет реакция России (по содержанию и по форме) на те шаги НАТО, которые не будут ее устраивать.

Если предположить, что ваши цели негативны, т.е. если наша целевая установка состоит в том, чтобы приостановить, ограничить, повернуть вспять процесс расширения НАТО, или, по крайней мере, поднять его цену как для нынешних членов, так и для вновь вступающих в союз, то возможные пути российской дипломатии могли бы сводиться к следующему:

0

4

Шампанская
Я металась металась, между этими двумя темами и осела. Но если она там лучше будет смотреться в окружении соседей ))) то давай

0

5

Шампанская написал(а):

Может, лучше в "Просвещаемся" переметнуть?

У тебя с этими темами небольшой перехлест получился...Я тож иногда "мечусь"... http://i045.radikal.ru/0803/f7/ad0481197383.gif

0

6

БабкаЁжка написал(а):

У тебя с этими темами небольшой перехлест получился...

Чёй-то у меня?)))

0

7

Выдержка из книги Б. Акунина "Турецкий гамбит":

Свернутый текст

– Объясните мне, господин интриган, из каких это высоких идей можно убить человека, который относится к тебе как к другу?
– Отличная тема для беседы. – Анвар пододвинул стул. – Садитесь, мадемуазель Барбара, нам нужно скоротать время. И не смотрите на меня волком. Я не чудовище, я всего лишь враг вашей страны. Не хочу, чтобы вы считали меня бездушным монстром, каковым изобразил меня сверхъестественно проницательный мсье Фандорин. Вот кого надо было заблаговременно обезвредить… Да, я убийца. Но мы все тут убийцы – и ваш Фандорин, и покойный Зуров, и Мизинов. А Соболев – тот суперубийца, он просто купается в крови. В наших мужских забавах возможны только две роли: убийца или убитый. Не стройте иллюзий, мадемуазель, все мы живем в джунглях. Постарайтесь отнестись ко мне без предубеждения, забыть о том, что вы русская, а я турок.
Я – человек, выбравший в жизни очень трудный путь. К тому же, человек, которому вы небезразличны. Я даже немножко влюблен в вас.
Варя нахмурилась, покоробленная словом «немножко»:
– Премного благодарна.
– Ну вот, я нескладно выразился, – развел руками Анвар. – Я не могу разрешить себе влюбиться всерьез, это было бы непозволительной и опасной роскошью. И не будем об этом. Лучше давайте я отвечу на ваш вопрос. Обмануть или убить друга – тяжкое испытание, но иногда приходится переступать и через это. Мне доводилось… – Он нервно дернул углом рта. – Однако если подчиняешь всего себя великой цели, то приходится жертвовать личными привязанностями. Да что далеко ходить за примерами! Уверен, что, будучи девицей передовой, вы с горячим одобрением относитесь к революционным идеям. Ведь так? Я смотрю, у вас в России революционеры уже начали постреливать. А скоро начнется настоящая тайная война – уж поверьте профессионалу. Идеалистически настроенные юноши и девушки станут взрывать дворцы, поезда и кареты. А там, кроме реакционера-министра или злодея-губернатора, неминуемо окажутся неповинные люди – родственники, помощники, слуги. Но ради идеи ничего, можно. Дайте срок. Будут ваши идеалисты и вкрадываться в доверие, и шпионить, и обманывать, и убивать отступников – и все из-за идеи.
– А в чем ваша-то идея? – резко спросила Варя.
– Извольте, расскажу. – Анвар оперся локтем о стеллаж, на котором лежали мешки с деньгами. – Я вижу спасение не в революции, а в эволюции. Только эволюцию следует выводить на верное направление, ей нужно помогать. Наш девятнадцатый век решает судьбу человечества, в этом я глубоко убежден. Надо помочь силам разума и терпимости взять верх, иначе Землю в скором будущем ждут тяжкие и ненужные потрясения.
– И где же обитают разум и терпимость? Во владениях вашего Абдул-Гамида?
– Нет, конечно. Я имею в виду те страны, где человек понемногу учится уважать себя и других, побеждать не дубиной, а убеждением, поддерживать слабых, терпеть инакомыслящих. Ах, какие многообещающие процессы разворачиваются на западе Европы и в североамериканских Соединенных Штатах! Разумеется, я далек от идеализации. И у них там много грязи, много преступлений, много глупости. Но общий курс верный. Нужно, чтобы мир пошел именно по этому пути, иначе человечество утонет в пучине хаоса и тирании. Светлое пятно на карте планеты пока еще очень мало, но оно быстро расширяется. Надо только уберечь его от натиска тьмы. Идет грандиозная шахматная партия, и в ней я играю за белых.
– А Россия, стало быть, за черных?
– Да. Ваша огромная держава сегодня представляет главную опасность для цивилизации. Своими просторами, своим многочисленным, невежественным населением, своей неповоротливой и агрессивной государственной машиной. Я давно присматриваюсь к России, я выучил язык, я много путешествовал, я читал исторические труды, я изучал ваш государственный механизм, знакомился с вашими вождями. Вы только послушайте душку Мишеля, который метит в новые Бонапарты! Миссия русского народа – взятие Царьграда и объединение славян? Ради чего? Ради того, чтобы Романовы снова диктовали свою волю Европе? Кошмарная перспектива! Вам неприятно это слышать, мадемуазель Барбара, но Россия таит в себе страшную угрозу для цивилизации. В ней бродят дикие, разрушительные силы, которые рано или поздно вырвутся наружу, и тогда миру не поздоровится. Это нестабильная, нелепая страна, впитавшая все худшее от Запада и от Востока. Россию необходимо поставить на место, укоротить ей руки. Это пойдет вам же на пользу, а Европе даст возможность и дальше развиваться в нужном направлении. Знаете, мадемуазель Барбара, – тут голос Анвара неожиданно дрогнул, – я очень люблю мою несчастную Турцию. Это страна великих упущенных возможностей. Но я сознательно готов пожертвовать османским государством, только бы отвести от человечества русскую угрозу. Если уж говорить о шахматах, известно ли вам, что такое гамбит? Нет? По-итальянски gambette значит «подножка». Dare il gambetto – «подставить подножку». Гамбитом называется начало шахматной партии, в котором противнику жертвуют фигуру ради достижения стратегического преимущества. Я сам разработал рисунок этой шахматной партии и в самом ее начале подставил России соблазнительную фигуру – жирную, аппетитную, слабую Турцию. Османская империя погибнет, но царь Александр игры не выиграет. Впрочем, война сложилась так удачно, что, может быть, и для Турции еще не все потеряно. У нее остается Мидхат-паша. Это замечательный человек, мадемуазель Барбара, я нарочно на время вывел его из игры, но теперь я его верну… Если, конечно, у меня будет такая возможность. Мидхат-паша вернется в Стамбул незапятнанным и возьмет власть в свои руки. Может быть, тогда и Турция переместится из зоны тьмы в зону света.
Из-за двери донесся голос Мизинова:
– Господин Анвар, к чему тянуть время? Это же просто малодушие! Выходите, я обещаю вам статус военнопленного.
– И виселицу за Казанзаки и Зурова? – прошептал Анвар.
Варя набрала полную грудь воздуха, но турок был начеку – достал из кармана кляп и выразительно покачал головой. Потом крикнул:
– Мне надо подумать, мсье генерал! Я отвечу вам в половине восьмого!
После этого он надолго замолчал. Метался по хранилищу, несколько раз смотрел на часы.
– Только бы выбраться отсюда! – наконец, пробормотал этот странный человек, ударив кулаком по чугунной полке. – Без меня Абдул-Гамид сожрет благородного Мидхата!
Виновато взглянул на Варю ясными голубыми глазами, пояснил:
– Простите, мадемуазель Барбара, я нервничаю. Моя жизнь значит в этой партии не так уж мало. Моя жизнь – это тоже фигура, но я ценю ее выше, чем Османскую империю. Скажем так: империя – это слон, а я – это ферзь. Однако ради победы можно пожертвовать и ферзем… Во всяком случае, партию я уже не проиграл, ничья-то обеспечена! – Он возбужденно рассмеялся. – Мне удалось продержать вашу армию под Плевной гораздо дольше, чем я надеялся. Вы попусту растратили силы и время. Англия успела подготовиться к конфронтации, Австрия перестала трусить. Если даже второго этапа войны не будет, Россия все равно останется с носом. Двадцать лет она приходила в себя после Крымской кампании, еще двадцать лет она будет зализывать раны нынешней войны. И это сейчас, в конце девятнадцатого столетия, когда каждый год значит так много. За двадцать лет Европа уйдет далеко вперед. России же отныне уготована роль второстепенной державы. Ее разъест язва коррупции и нигилизма, она перестанет представлять угрозу для прогресса.
Тут Варино терпение лопнуло.
– Да кто вы такой, чтобы судить, кто несет цивилизации благо, а кто гибель?! Государственный механизм он изучал, с вождями знакомился! А с графом Толстым, с Федором Михайловичем Достоевским вы познакомились? А русскую литературу вы читали? Что, времени не хватило? Дважды два это всегда четыре, а трижды три всегда девять, да? Две параллельные прямые никогда не пересекаются? Это у вашего Эвклида они не пересекаются, а у нашего Лобачевского пересеклись!
– Я не понимаю вашей метафоры, – пожал плечами Анвар. – А русскую литературу, конечно, читал. Хорошая литература, не хуже английской или французской. Но литература – игрушка, в нормальной стране она не может иметь важного значения. Я ведь и сам в некотором роде литератор. Надо делом заниматься, а не сочинять душещипательные сказки. Вон в Швейцарии великой литературы нет, а жизнь там не в пример достойнее, чем в вашей России. Я провел в Швейцарии почти все детство и отрочество, и можете мне поверить…
Он не договорил – издали раздался треск стрельбы.

Это 19 век.
С тех пор мало что изменилось, правда?

0

8

Шампанская написал(а):

С тех пор мало что изменилось, правда?

Пример некоректный.  К реальной России данный  пассаж антирусского писателя-западника "Б.Акунина", а  точнее Григория Чхартишвили , никакого отношения не имет. Этот писатель демонстрирует полнейшее презрение как к эволюции России, так и к её революциям. Он - давний ненависник России в любом виде. Речь Анвара - это пасквиль и ложь, как бы красиво и литературно  это не было подано в романе " Турецкий Гамбит".

+1

9

Шампанская написал(а):

Ваша огромная держава сегодня представляет главную опасность для цивилизации.

если вспомнить все войны России с другими странами, то основная цель - подавить и захватить. Но что-то сил не хватала... Другие не смогли Россию разрушить, зато она сама себя...

0

10

lili написал(а):

все войны России с другими странами, то основная цель - подавить и захватить

Ну это-то просто вранье... Основная цель всех русских войн - отбиться... А уж потом, в целях предупреждения новых агрессий - да, разгромить и поставить под контроль... Ну так а чего тут такого особенного???

+1

11

BK
мы говорим про разные цели по отношению. Для других стран - подавить и захватить Россию, для России -  отбиться от них и так далее... Война при этом одна, цели разные.

Отредактировано lili (Пн, 9 Фев 2009 18:58:32)

0

12

МВД России закупает представительские "Волги" http://i049.radikal.ru/0803/d9/780e3da1d856.gif 

Министерство внутренних дел России решило закупить для своих нужд новые «Волги» (Volga Siber)
Интересно, что на Volga Siber планируется возить руководство Внутренних войск МВД. Такие машины будут иметь двигатель объемом 2,4 л и автоматическую коробку передач.

http://auto.mail.ru/editor/Image/random/28/25/29/2/IMG_1161.JPG

http://auto.mail.ru/editor/Image/random/17/28/18/49/IMG_1220.JPG

Подробнее о чуде российского автопрома...

0

13

Ёжка написал(а):

МВД России закупает представительские "Волги"

Лучше бы купили заводы Вольво, перевезли оборудование в Россию и повторили успех Тольяти с  "копейкой"!!

0

14

Лучше бы купили шведов...

0

15

Guten Tag написал(а):

Лучше бы купили заводы Вольво

Почему Вольво?
Мне БМВ больше нравятся... http://i042.radikal.ru/0803/25/ad9b77fe6bce.gif 

BK написал(а):

Лучше бы купили шведов...

А зачем нам шведы?
Шведов мы уже побили однажды в целях профилактики, и отпустили с миром. Пусть живут и больше у нам не лезут. http://i050.radikal.ru/0804/9b/9f825fac44ba.gif

0

16

Ёжка написал(а):

Шведов мы уже побили однажды

Немцев мы тоже однажды побили... Так что езди лучше в ступе, а не в BMW...

0

17

BK написал(а):

езди лучше в ступе, а не в BMW...

Так это разные виды транспорта - в ступе я летаю, а на БМВ езжу. http://i042.radikal.ru/0803/25/ad9b77fe6bce.gif

0

18

Ёжка написал(а):

в ступе я летаю, а на БМВ езжу

В зоопарке ЧП: бабка-токсикоманка украла скунса....

0

19

Ёжка написал(а):

Почему Вольво?

Вольво выставлено на продажу. И россияне с "Газа"уже интересовались условиями и ценой. Но я бы лучше купил Ровер. Его модели очень напоминают "правильную Волгу".

0

20

Тёмный век. Посткоммунизм как “черная дыра” русской истории

В.Б. Пастухов (ПАСТУХОВ Владимир Борисович, доктор политических наук, научный директор Института публичного права и публичной политики.)

У современного русского человека ответ на вопрос, в каком обществе он живет, неизменно вызывает затруднения. Уже не социализм, но еще не капитализм. Вроде бы не тоталитаризм, но уж точно не демократия. Россия откуда-то вышла, да так никуда и не пришла. Россия – символ сюрреализма. Русский народ живет в “посткоммунизме”, т.е. после коммунизма, которого так никогда и не было...

Где разум бессилен, там действуют чувства. Когда случайные ассоциации и поверхностные параллели в массовом сознании – ранее единичные и разбросанные – складываются, наконец, воедино, возникает устойчивый образ. Этот образ во многом предопределяет отношение русского человека к окружающей его действительности. Он может отражать реальность более или менее точно. Но независимо от степени адекватности отражаемому предмету образ сам по себе становится реальностью, с которой приходится считаться. Как сказал однажды политический соратник Тони Блэра: “Восприятие в политике важнее действительности”.

Свернутый текст

Новое средневековье

Современная Россия воспринимается как новое средневековье. Этот образ обретает все более существенный смысл. Подобное вполне  объяснимо: люди не чувствуют себя защищенными, прежде всего политически и социально, но также и лично. Насилие и связанная с ним непредсказуемость – вот главные действующие лица на российской исторической сцене сегодняшнего дня. В то же время право, законность и ассоциирующиеся с ними преимущества цивилизованного состояния играют в жизни общества все меньшую роль. Это и заставляет проводить аналогии с “темными” веками истории. Такого рода сравнения, некогда робкие и редкие, стали в сегодняшней публицистике общим местом. .......

Россия “свалилась” сегодня в один из таких средневековых колодцев культуры. В этот период происходит приостановка развития. Общество “зависает” во времени и пространстве, причем зависание может быть очень длительным, растянутым на несколько веков. Средневековье, эта “черная дыра” истории, застает страну выпавшей из мирового контекста. То есть Россия еще есть, но историческая жизнь из нее уже ушла [2] .

Исчезновение права

В этой новой жизни старые порядки угадываются с трудом. Что-то присутствует в виде “институциональных обломков”, что-то продолжает работать по инерции, что-то было “перелицовано” до неузнаваемости и теперь выдается за абсолютно новое. Но один элемент исчез полностью, растворился без остатка в “колодезной воде” – это право.

Право в России сохранилось как видимость. Формально оно существует (действуют десятки тысяч норм, работают правоохранительные органы и даже тюрьмы). Но оно существует только для тех, у кого нет ресурсов его преодолеть. Право утратило свое главное качество – всеобщность. Оно стало избирательным, применяемым по обстоятельствам: к кому-то предъявляются все существующие и даже не существующие требования, а кто-то освобождается от всякой ответственности. Именно этот феномен, названный “селективной юстицией”, является сутью, системообразующим блоком, краеугольным камнем нового средневековья. Право стало по-настоящему “частным” в том смысле, что оно теперь принадлежит исключительно частным лицам. Гибель русского права удерживает сегодня русское общество в историческом колодце, не дает ему подняться “со дна”.

На дне” действуют свои правила игры. Это правила, регулирующие стихийное поведение лиц, формально соединенных вместе одним лишь общим гражданством, но потерявших на деле духовную, социальную и политическую связь друг с другом. Россия сегодня – это эфемерное государство, оно существует благодаря инерции, которую имеет власть исторического времени (традиции) над географическим пространством (территорией). Его профиль определяют две константы: высокий уровень насилия и более чем скромная роль закона. ......

По своей значимости системный кризис права выходит далеко за рамки собственно правовой сферы, приобретая судьбоносное значение для всей русской культуры. Когда из ураново-плутониевой массы выдергивают защитные свинцовые стержни, в реакторе начинается цепная ядерная реакция, чреватая техногенной катастрофой. Когда из общества выдергиваются защитные правовые скрепы, в нем развивается цепная реакция насилия, чреватая катастрофой социальной.

Исчезновение государства
.....
Российская государственность стала главной жертвой игры “на политическое опережение”. Старой формы государственной организации не стало в течение нескольких месяцев. Новая же форма так и не смогла “прирасти” к социальному телу за пару десятков лет. Все это время общество жило с иллюзией о государстве, будучи на деле предоставлено самому себе, “варясь” в собственных страстях и пороках.

Эволюция хаоса

Там, где нет ни права, ни государства, царит хаос. Но даже хаос имеет свойство меняться. Здесь мы сталкиваемся с очередным парадоксом. С одной стороны, в “средневековье” исторического развития не наблюдается, общество остается внешне неподвижным. Но за этой внешней неподвижностью скрываются внутренние изменения, на первый взгляд почти незаметные. Незаметные, может быть, потому, что их масштаб на фоне привычных нам темпов изменений культуры в “исторические эпохи” является мизерным. То есть отсутствие “макроэволюции” культуры не исключает ее “микроэволюции” даже в замкнутом пространстве средневековья. ......

Врачи знают, что биологическая смерть – это не акт, это процесс. Организм умирает медленно, по частям. Сначала мозг, потом сердце, потом все остальное. Отдельные “костные” ткани могут продолжать жить в мертвом теле неделями и месяцами. Что-то подобное произошло и с советским государством. Оно умерло от политического инфаркта в 1991 году, но его “внутренние” органы по инерции продолжали свое существование.

Ожидалось, что спецслужбы, которые были скелетом, несущей основой государственности на протяжении, как минимум, последних восьмидесяти лет, дольше других сохранят свою внутреннюю скоординированность, корпоративное сознание, оперативный потенциал. Неожиданной стала их способность к регенерации. В этом смысле советское государство оказалось больше похоже на ящерицу, чем на человека. Как только, по стечению совершенно случайных обстоятельств (выбор преемника Борису Ельцину был сугубо субъективным решением [5] ), возникли условия, объективно благоприятствующие жизнедеятельности этой корпорации, начался интенсивный процесс возрождения государства. Получилось даже интересней, чем у земноводных: отрос не хвост у ящерицы, а ящерица выросла из хвоста.

Сначала робко и незаметно, а потом все более напористо государство стало восстанавливать свои позиции в обществе. Темпы росли, и, в конце концов, процесс “второго пришествия” государства стал лавинообразным. Оно просовывает себя повсюду: в экономике, в социальной жизни, в массовых коммуникациях, в идеологии, в международных делах. Каковы бы ни были побочные эффекты этой “государственной терапии”, она носит спасительный характер, потому что альтернативой ей была бы смерть России. Все разговоры о загубленной демократии – лукавое ханжество. Не было никакой демократии, был средневековый полураспад с единственной перспективой – полного распада. Фальшь сегодняшней “гражданской оппозиции” состоит в том, что под флагом борьбы с “недемократическим государством” идет фактическая борьба с государством как таковым, с робкими попытками обуздать стихию “общественного” произвола. Мы уходим не от демократии, а от государственного разложения. Это – операция “по жизненным показаниям”, когда уже не считаются с потерями. По ходу дела теряются руки и ноги, но остается жизнь. Другой вопрос – какая...

Общество, сраженное было вирусом разложения, вдруг снова оказалось “огосударствленным”. Это, однако, привело не к выздоровлению, а к временной ремиссии. Гнилостный вирус произвола никуда не делся, он просто перетек в государственные артерии. С таким трудом воссозданный “новый порядок” стал всего лишь высшей формой беспорядка. Страна от хаоса в управлении пришла к управлению, порождающему хаос.

Фактор 2012-го года

Забродивший в “черной дыре” истории бульон русской культуры может, в зависимости от обстоятельств, по-разному вернуться в русло исторического “мейнстрима”. Он может пойти шовинистическими пузырями, забурлить черносотенным бунтом, и тогда надетую на него сейчас государственническую “крышку” сорвет, а то и вовсе разнесет “банку” на части. Брызги этого цивилизационного взрыва достанут не только соседей, но и самых отдаленных “доброжелателей”. Впрочем, тот же бульон может тихо и долго киснуть, и, когда он окончательно превратится в кисло-сладкий соус, его аккуратно и бесшумно “сольют” восточные соседи, которые хорошо разбираются в соусах. Это, правда, произойдет не очень скоро.

Существует также хоть и призрачный, но шанс не столько “попасть в историю”, сколько “сделать историю”. Предпосылки для этого, как ни странно, заложены в дне сегодняшнем. Как писал все тот же Маркс, история никогда не ставит задач, для разрешения которых ею предварительно не созданы условия...

У нынешнего режима “огосударствленного произвола” есть две особенности, отличающие его от произвола олигархических групп, которому он пришел на смену.

Во-первых, он носит всеобщий и универсальный характер, что делает его очевидным. На самом деле это очень важно для мобилизации сил общества на борьбу с произволом. Ведь известно, что одна из самых сложных проблем в онкологии состоит в том, что защитные силы организма не видят раковые клетки, не могут отличить их от здоровых. Стоит найти способ “пометить” опасные клетки, и организм сам их обнаруживает и уничтожает. Ведь подавляющее большинство представителей интеллигенции до сих пор продолжают считать, что при Ельцине они жили в какой-никакой демократии. То есть произвол – массовый, дикий и бесшабашный – они просто не замечали, не могли понять, что с ними происходит. Зато произвол, творимый от имени государства, на виду, его легче разглядеть и идентифицировать как зло (увы, конечно, не всегда, как показывает наш печальный исторический опыт, но это тема отдельного разговора). То есть эволюционно мы идем к возможности осознания обществом произвола как главной проблемы, а значит, вслед за этим возможно и осознание необходимости восстановления правового государства как главного условия преодоления притяжения “черной дыры”. Безусловно, кризис права не является причиной, по которой Россия в ней оказалась. Но восстановление правовой системы является обязательным предварительным условием освобождения. Эмансипация России мыслима теперь только через эмансипацию русского права.

Во-вторых, в самой сложившейся ныне российской политической системе коренятся механизмы ее неизбежного ослабления, из-за которых она не сможет оказывать длительное сопротивление гражданскому движению, если таковое возникнет. Это своего рода заряд самоуничтожения, встроенный в баллистическую ракету. Нынешний политический режим генетически возник как режим “корпоративного управления” обществом. Но создавшая его корпорация начала активно разлагаться, как только превратилась в “государственную корпорацию”. Мы стали свидетелями массовой фрагментации политической силы, совершившей антиолигархический поворот. Единые команды, будь то “силовиков”, “питерцев” или “юристов”, перестают быть едиными, как только получают под свой контроль те или иные ресурсы. Они разбиваются на десятки корпораций внутри большой корпорации и начинают “перебивать” планы друг друга, выстраивая несогласованные схемы, проталкивая несовместимых людей на всевозможные государственные позиции. Сейчас об этом рано говорить, но через несколько лет государственная власть России опять окажется колоссом на глиняных ногах. Проклятое “советское ребро”, из которого изготовлена нынешняя государственная система России, даст о себе знать. Новый трест, как и старый, лопнет от внутреннего напряжения.

Сегодня, когда взоры всей России гипнотически прикованы к магической цифре “2008”, резонно спросить, что, собственно, существенного может произойти через год? Ровным счетом ничего, независимо от того, как решится “судьбоносный” вопрос о третьем президентском сроке. Потому что ни в культурных, ни в социально-экономических основах жизни российского общества не произойдет никаких существенных перемен. Перемена лиц, даже ставших символами своей эпохи, сама по себе (если она не вызвала подвижку социальных пластов) историческим событием не является. Все самое важное в России случится не до, а сразу после 2008 года.

Во-первых, в 2009–2010 годах страна почти неизбежно переживет структурный экономический кризис – это будет частичная расплата за слишком вольготную “жизнь взаймы”, которую население ведет последние три-четыре года. Скорее всего, пострадает энергетический и банковский сектора экономики, что приведет к цепной реакции: будут подорваны слишком расточительные и абсолютно неэффективные социальные программы (к тому моменту страна окончательно превратится в один сплошной “спецпроект”, и стабилизационные возможности популизма будут полностью исчерпаны). В результате рубильник политической активности населения после почти двадцатилетнего перерыва будет переведен в положение “ON”. (Если к тому же в тот момент страна будет вместо Президента иметь Преемника, то эта активность населения совместится с общим ослаблением государственной машины.)

Во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, к указанному моменту произойдет существенный культурный сдвиг. К активной общественной жизни придет поколение, родившееся после коммунизма, поколение, для которого советское прошлое будет только легендой [7] . Речь идет о совершенно ином поколении, чем то, которое определяет общественный климат сегодня. Его реакции и поведение с позиций сегодняшнего дня непредсказуемы. Оно окажется способно создавать новую реальность.

Нет, не 2008, а 2012 год станет для России судьбоносным. Именно тогда, на выходе из кризиса, новое поколение, ведомое обновленной элитой, будет определять тенденцию развития на следующее десятилетие – либо прежний произвол с последующим неминуемым распадом страны, либо поворот к правовому государству с открывающимся шансом возврата к “исторической жизни”. Поколению 2012-го года предстоит выводить Россию из “черной дыры” нового средневековья. Вот тогда России и понадобится новый президент. А пока ей больше нужен старый, чтобы управлять хаосом...
Опубликовано в журнале "Полис". 2007. № 3. Полная версия статьи - http://www.politstudies.ru/fulltext/2007/3/3.htm

Отредактировано lili (Чт, 12 Фев 2009 14:05:39)

+1

21

Угу... Очень эмоциональная статейка... Нда... Новая элита... Которая в Лондоне обучалась?? Или ее нам в мешке с Луны привезут?? И, потом, когда мне говорят о "диком" средневековье... А Шекспир в какие годы свои сонеты сочинял?? А Леонардо?? А что - в нашем "просвещенном" времени тоже есть свой Шекспир?? Или Леонардо?? Сначала надо правильно ответить на вопрос - что такое коммунизм, и что такое капитализм. Тогда многие химеры, порождения мрака неведения, сгинут, и откроется ясное понимание существующих обстоятельств... Но люди любят себя дурачить...

0

22

BK написал(а):

Новая элита... Которая в Лондоне обучалась?? Или ее нам в мешке с Луны привезут??

а почему она должна откуда-то приехать-прилететь. Своей не судьба вырастить?

BK написал(а):

Сначала надо правильно ответить на вопрос - что такое коммунизм, и что такое капитализм. Тогда многие химеры, порождения мрака неведения, сгинут, и откроется ясное понимание существующих обстоятельств... Но люди любят себя дурачить...

толкование, что это такое ни к чему не приведут. Нужно знать как  действует механизм этого, и что конкретно применимо к России

0

23

сайт о коммунизме - Коммунизм.инфо

0

24

Что такое капитализм? (юмор)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ
Вы имеете двух коров.Вы продаете одну и покупаете быка. Ваше стадо умножается, и экономика растет. Вы продаете свой бизнес и уходите на покой с кругленькой суммой.

КАПИТАЛИЗМ ПО МЕТОДИКЕ ENRON
Вы имеете двух коров. Вы продаете три из них от имени вашей компании, внесенной в список на бирже, используя письма о предоставлении кредита банком, открытого вашим шурином. Затем Вы делаете своп сделку так, чтобы Вам вернули всех четырех коров, с освобождением от налогов для пяти коров. В годовом отчете указано, что компания имеет шесть коров и опцион еще на одну корову. Продав одну корову, Вы можете купить нового президента США, и у Вас останется еще девять коров.

АМЕРИКАНСКАЯ КОРПОРАЦИЯ
Вы имеете двух коров. Вы продаете одну, и заставляете оставшуюся производить молоко четырех коров. Затем Вы удивляетесь, почему Ваша корова умерла.

ЯПОНСКАЯ КОРПОРАЦИЯ
Вы имеете двух коров. Вы перепроектируете их так, что теперь они становится в десять раз меньше обычной коровы, а производят молока в двадцать раз больше. Но это оказывается абсолютно никому не нужным. Вы тогда создаете комиксы, компьютерные игры, мультфильмы об этой корове по имени Cowkimon и продаете их всему миру.

КАЗАХСТАНСКАЯ КОМПАНИЯ
Вы имеете двух коров. Плюс развитая рыночная экономика. Плюс режим благоприятствования ТНК. Плюс отличный парень в Астане. Плюс налаженный бизнес по производству гробов по всей Республике.

НЕМЕЦКАЯ КОРПОРАЦИЯ
Вы имеете двух коров. Вы заново проектируете их таким образом, что теперь они живут 100 лет и едят один раз в месяц. И только собственное молоко.

БРИТАНСКАЯ КОРПОРАЦИЯ
Вы имеете двух коров. Двух безумных коров.

КАПИТАЛИЗМ ПО РОССИЙСКИ
Вы имеете двух коров. Быки приезжают к Вам на джипах. Вы встаете, чтобы узнать, в чем дело. Когда Вы снова встаете, Вы говорите: "Ребята, я чертовски рад Вас видеть!"

КАПИТАЛИЗМ ПО РОССИЙСКИ - 2
Вы приватизировали всех нефтяных и газовых коров.В сущности, Вы как были, так и остались обкомовским дятлом. Но журнал Fortune напишет Вам новую биографию.

КАПИТАЛИЗМ ПО РОССИЙСКИ - 3
То ли Вы украли двух коров… То ли у Вас украли двух коров...Короче, Вы конкретно сделали свои деньги на коровах.

ШВЕЙЦАРСКАЯ КОРПОРАЦИЯ
Вы имеете 5000 коров Ни одна из них не принадлежит Вам. В конце концов, Вы отдаете их в управление другой корпорации.

КАПИТАЛИЗМ ПО УКРАИНСКИ
Вы имеете двух коров. Им кажется, что они живут в старом колхозном коровнике, который растащили еще раньше, чем построили. Но на самом деле они живут в центре Европы.

БИЗНЕС ПО БЕЛОРУССКИ
Вы имеете двух коров. Вы просто имеете двух коров.

ИНДУССКАЯ КОРПОРАЦИЯ
Вы имеете двух коров. Вы поклоняетесь им.

КИТАЙСКАЯ КОРПОРАЦИЯ
Вы имеете двух коров. Вы имеете 300 человек для их доения. Поэтому Вы имеете полную занятость, высоко-бычью производительность, и арестованного журналиста, написавшего об этом.

БИЗНЕС ПО АРКАНЗАНСКИ
Вы имеете двух коров. Та, которая встреча-лась с Моникой Левински - по своему симпатична.

КАПИТАЛИЗМ ПО МЕТОДИКЕ LONG TERM CAPITAL MANAGEMENT
Вы продаете двух коров и нанимаете двух нобелевских лауреатов вместе с их компьютерной системой торговли коровами на рынках. Вы принимаете в свой инвестиционный фонд вклады от населения и начинаете покупать деривативы коров на бирже. Рынок видит, что Вы покупаете, и покупает вместе с Вами. Цена на коров поднимается, и компьютерная система дает сигнал покупать дальше. Цена поднимается еще больше и Ваши прибыли растут. Ночью активность падает и компьютер дает сигнал продать немного коров. Цена начинает снижаться. Компьютер отмечает снижение цены и чтобы уменьшить риски дает сигнал продать еще немного коров. Цена снижается еще больше. Система отмечает рост убытков по открытой позиции по коровам и дает сигнал порезать ее наполовину. Цена на коровы входит в штопор. Проснувшиеся спекулянты начинают продавать всех гипотетических коров.Цена падает до нуля. Вы снова начинаете принимать вклады от населения для торговли быками.

КАПИТАЛИЗМ ПО АФГАНСКИ
Вы имеете двух коров. Каждая имеет по два автомата Калашникова. Но Вас вообще не интересуют коровы. Мак уже подрос.

+1

25

lili написал(а):

Своей не судьба вырастить?

Хааа-ха-ха... Оглянись вокруг... Ты понимаешь, что такое "элита"??? Это общественный ориентир... Отморозки могут стать общественным ориентиром??? - Могут, но, во-первых, не надолго, а во вторых, такое общество обречено...

lili написал(а):

Нужно знать как  действует механизм этого

Для начала достаточно знать, что это... Назови, что такое "коммунизм", и ты многое поймешь...

0

26

BK написал(а):

Хааа-ха-ха... Оглянись вокруг... Ты понимаешь, что такое "элита"??? Это общественный ориентир... Отморозки могут стать общественным ориентиром??? - Могут, но, во-первых, не надолго, а во вторых, такое общество обречено...

такое ощущение, что в России вообще не осталось хороших нормальных людей...Получается как не крути, все равно - обречено...

0

27

lili написал(а):

в России вообще не осталось хороших нормальных людей...

Я этого не говорил. Но ты сама таких людей знаешь?? Чтобы были хорошими и успешными?? Имя которых у всех на слуху??? - Вот тебе примеры из-за океана - Билл Гейтс, Битлы, Шварцнеггер, Обама...
Элита -  это те, на кого общество хочет быть похожим.

0

28

BK написал(а):

Сначала надо правильно ответить на вопрос - что такое коммунизм, и что такое капитализм.

А что, старче, на эти вопросы и прочие глобальные существует какой-то однозначный правильный ответ??? Кому правильный?
Так учебникам порой тоже есть мода не верить...

0

29

BK написал(а):

Я этого не говорил. Но ты сама таких людей знаешь?? Чтобы были хорошими и успешными?? Имя которых у всех на слуху??? - Вот тебе примеры из-за океана - Билл Гейтс, Битлы, Шварцнеггер, Обама...
Элита -  это те, на кого общество хочет быть похожим.

ну может сейчас этого в России и нет, но не факт что не будет.

0

30

BK написал(а):

Я этого не говорил. Но ты сама таких людей знаешь?? Чтобы были хорошими и успешными?? Имя которых у всех на слуху??? - Вот тебе примеры из-за океана - Билл Гейтс, Битлы, Шварцнеггер, Обама...
Элита -  это те, на кого общество хочет быть похожим.

Старче, рассуждать, конечно, легко. Но ты сам-то чего не на слуху? Почему работу должен делать кто-то другой, а ты порассуждаешь, пофилософствуешь, вопросики позадаешь и загадки без разгадок только?  Много таких демамогов, ога. В России.

+1


Вы здесь » Ра z говорник » Просветительские диспуты » Размышления о России