Форум "РазговорниК" - душевные беседы на различные жизненные темы за чашечкой кофе/чая.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Талантливый человек - талантлив ли во всем?

Сообщений 31 страница 60 из 61

31

Такие бывают...но это уже талант от бога,исключение...а так - талант требует огранки

0

32

Nekz написал(а):

Шампанская
назови мне талан который создал шедевр с кандачка, не обладая нужными знаниями

Левша!  :P

Nekz написал(а):

кого ты подразумеваешь под словом самоучки... для меня это люди которые учаться сами, сами напитывают себя нужной информацией

Для меня так же.  http://i022.radikal.ru/0803/52/c874ef4b724e.gif 

В раннем детстве Александр Пушкин не только не представлял ничего выдающегося, но своей неповоротливостью и молчаливостью приводил в отчаяние мать свою, которая любила его гораздо меньше, нежели сестру его, Ольгу, и младшего брата, Льва. Когда принимались слишком энергично исправлять его характер и манеры, он убегал к бабушке Марье Алексеевне Ганнибал; она же была первой наставницей Пушкина в русском языке. Только с нею да с Ариной Родионовной, когда-то вынянчившей мать Пушкина, а теперь нянчившей всех ее детей, Пушкин мог говорить по-русски: остальные объяснялись с детьми по-французски, приучив детей так же общаться между собой. Вначале Пушкин учился плохо (особенно трудно давалась ему арифметика). Около 9 лет пристрастился к чтению. 12-летний мальчик, храктер которого постоянно пытались изменить, привязанность испытывал только к сестре и с удовольствием покинул родительский дом. Пушкина думали отдать в иезуитскую коллегию в Петербурге, где тогда воспитывались дети лучших фамилий, но 11 января 1811 было обнародовано о предстоящем открытии Царскосельского лицея и Пушкина решено было поместить туда. Число воспитанников было ограничено, и они были обставлены наилучшим образом: никаких унизительных наказаний не было; каждый имел свою особую комнатку, где он пользовался полной свободой. Кайданов, преподававший географию и историю, говорил о Пушкине: "при малом прилежании, оказывает очень хорошие успехи". Куницын, профессор логики и нравственных наук, пишет: "весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне неприлежен. Он способен только к таким предметам, которые требуют малого напряжения". Пушкина прозвали французом, преимущественно за прекрасное знание французского языка, но в 1811 и следующих годах это был эпитет не похвальный. Предаваясь неумеренной веселости днем, Пушкин часто проводил бессонные ночи в своем № 14, где прожил 6 лет.

Источник

О Маяковском:

Русский советский поэт. Родился в семье лесничего. После смерти отца семья переехала в Москву (1906). Маяковский учился в московской гимназии. Общался со студентами-большевиками, вступил в партию, кооптировался в состав Московского комитета РСДРП(б) (1908). Трижды подвергался арестам, в 1909 был заключён в одиночную камеру Бутырской тюрьмы. Выйдя из тюрьмы, где он начал писать стихи,

0

33

Шампанская написал(а):

Левша!

Левша был кузнецом!!!! он выполнял очень сложный заказ!

Шампанская написал(а):

Александр Пушкин

Шампанская написал(а):

Около 9 лет пристрастился к чтению

тоесть как то всеже пополнял свой словарный запас участь у других слову и словению их в рифму?

Шампанская написал(а):

О Маяковском

а чего не все то? только про тюрьму?

0

34

http://otherreferats.allbest.ru/pedagog … 139_0.html
Введение

Несмотря на то, что проблема таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение таланта как высшего проявления способностей имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования. Поэтому тема реферата представляется актуальной и своевременной.

Свернутый текст

При рассмотрении психологической литературы встаёт вопрос о соотношениях понятий одарённость, талант и гениальность. Во многих источниках понятия одарённость и талант трактуются как синонимичные и не разделяются. Гениальность рассматривается как высшая степень проявления таланта или одарённости. Отсюда следует необходимость в приведении точных понятий для дальнейшего раскрытия проблемы.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

1. Определение понятий способности, одарённость, талант

Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием "талантливый" подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный". Наряду со "способным" используются понятия "способливый" и "способляться". Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия "умение" в словаре нет. Таким образом, понятие "способный" определяется через соотношение с успехами в деятельности.

При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С. И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов.

Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а, говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.

В советской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий "способности", "одаренность" и "талант" по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности.

Иногда способности считают врожденными, "данными от природы". Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.

Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологической основой способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в процессе жизни - системы условных рефлексов.

На развитие способностей оказывает влияние особенности высшей нервной деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками, от быстроты выработки дифференцировочного торможения на сходные раздражители - возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их свойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамического стереотипа - приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому. Перейдем непосредственно к рассмотрению способностей человека, как психологических свойств личности.

Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития.

Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т. д.

По широте различаются: общие и специальные способности.

Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, "оценка пропорций" у художника, педагогический такт у учителя и т. п. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности, поэтому, принято называть общими. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное. Так, например, писатель, наблюдая различных людей в разных ситуациях, выделяет типичные их свойства, улавливает в их характере, поступках и труде черты будущего персонажа и, обобщая эти черты, создает типичный образ. Выделяя и сравнивая различные приемы ведения уроков и результаты, которые получаются в зависимости от разнообразных условий, учитель вырабатывает наиболее эффективные методы обучения и овладевает педагогическим мастерством.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (к конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности).

Очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются "ключевыми", ведущими для каждого вида деятельности. Это помогает найти наиболее действенные методы формирования у людей таких способностей и повышения общей культуры и результативности труда.

Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. В жизни не трудно найти людей, одинаково успешно занимающихся одной и той же творческой деятельностью. Но очень трудно выделить из них хотя бы двух, которые выполняли бы ее одинаковым способом.

Таким образом, благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных людей для всякого творчества характерна его индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий прогресс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к учащимся различные методы индивидуального воздействия.

Многолетние исследования творческой деятельности, в частности, структуры одаренности, равно как и работы целого ряда известных авторов, дают определенные основания для попытки построения некоторых новых теоретических положений относительно динамики и организации творческого процесса, сущности творчества.

Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.

В целом же можно представить одаренность как систему, включающие следующие компоненты:

анатомо-физиологические задатки;

сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;

интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;

эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;

высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других.

А. М. Матюшкин, опираясь на работы многих исследователей, выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности, включая в нее:

доминирующую роль познавательной мотивации;

исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;

возможности достижения оригинальных решений;

возможности прогнозирования и предвосхищения;

способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки.

При этом А. М. Матюшкин считает принципиально важным отметить, что одаренность, талантливость необходимо связывать с особенностями собственно творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования "творческого человека". Матюшкин А.М. Загадки одарённости. М.,Школа-пресс,1993г С этим полностью соглашается В. А. Моляко. Его исследования также позволили ему выделить в системе творческого потенциала следующие составляющие:

задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов;

интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления, доминирование познавательных интересов;

любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем;

быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;

склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям. выработке эталонов для последующего отбора;

проявление общего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий;

эмоциональная окрашенность отдельных процессов, эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т. д.

настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений;

творческость - умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т.п.;

интуитивизм - склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;

сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством;

способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и новых специальных проблем, задач, поиск выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций и т.п. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии. - № 5, 1994г., стр. 86-95.

Проявление интеллекта представляется возможным фиксировать по:

пониманию и структурированию исходной информации;

постановки задачи;

поиску и конструированию решений;

прогнозированию решений (разработки замыслов решения), гипотез.

Динамику (скоростные показатели) решений и творческой деятельности в целом наиболее исчерпывающе будут определять следующие основные типы:

медленный;

быстрый;

сверхбыстрый.

Уровни достижений можно определять по задачам, которые ставит перед собой субъект, или же по самим достигнутым успехам, и здесь уместно выделить три условия:

желание превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем есть);

достичь результата высшего класса;

реализовать сверхзадачу (программу-максимум) - на грани фантастики.

В плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности, увлеченности можно выделить три типа:

вдохновенный (иногда эйфорический);

уверенный;

сомневающийся.

Таким образом, предлагаемая структура довольно многообразно описывает различные типы одаренности, их доминирующие характеристики, своеобразие сочетаний наиболее важных качеств. Все то, что относится к общей творческой одаренности, имеет непосредственное отношение и к различным видам специальной одаренности - научной, технической, педагогической, художественной и т.д.; но при этом мы имеем дело с проявлением определенных доминантных качеств, особенностей, характеризующих специфику творчества в конкретной сфере человеческой деятельности.

Беда в том, что современная психологическая наука аналитична. За задатками - анатомо-физиологическими возможностями человека и способностями, отвечающими узкому кругу требований конкретной деятельности не видно реального - действующего человека. В связи с этим я хочу обратиться к работам В.В. Клименко. По его словам задатки (чувствительность человека) обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов односторонней связи с окружающей средой. Такая чувствительность достигается необыкновенной оснасткой человеческого тела: рецептором, воспринимающим энергию и информацию как извне, так и из самого тела; кондуктором - проводником воспринятого; участком мозга, где осуществляется (или не осуществляется - просто сохраняется) превращение их в факт сознания.

Таким образом, потенциально из задатков человека может быть создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество способностей зависит от организации учения и деятельности человека. Иллюстрацией может послужить такой простой пример: у человека существуют мышцы, которые могут шевелить ушами, но реально делать это умеет один из тысячи, у всех остальных этот задаток - потенциальная нереализованная способность. Многие люди страдают отсутствием звуковысотного слуха и т.д.

Таким образом, способности - процесс материализации исполнительными органами психики и моторики природной чувствительности и смыслов отраженного в предметные конструкции.

Материализация продуктов чувствительности состоит из трех видов способностей:

способности отражать внешний мир и себя в нем как мыслящей частицы природы (мы слышим, видим, нюхаем и т.д. - все органы чувств работают на этот процесс);

способности проектировать внешнюю среду, в том числе и себя (создание иной, рукотворной природы мысленно, работой воображения, создание гипотез - завтра сделать то- то и то-то);

способности создавать в процессе своей деятельности продукты и предметы, удовлетворяющие устремления и потребности человека, и перерабатывать себя изнутри по меркам гармонии (реализация замыслов, конкретные действия с конкретными вещами и предметами). Клименко В. В. Психологические тесты таланта. - Харьков: Фолио, 1996г

Способность отражения и психомоторику человек научился усилять многократно с помощью огромного множества приборов, устройств, машин: от обыкновенных очков до космических станций. Но способность к созданию, а особенно к творчеству, пока еще не усиливается ничем. Необходимо заметить, что в психологии чувствительность и способности изучаются как относительно самостоятельные элементы психики, сознания и деятельности человека. Рассматриваются под углом зрения совокупности и последовательности действий (умственных и психомоторных), благодаря которым получается более или менее точное отражение предметов и явлений, привлеченных к процессу деятельности.

Таким образом, назрела необходимость поставить в психологии на смену тенденции аналитической другую - целостность. Нужно повернуться к человеку, к пониманию, что в нем все взаимосвязанно и от природы гармонично. И главная целостность любой деятельности и ее технологии - человек, в котором чувствительность, способности и механизмы неделимы. Где, механизмы - это объединение способностей, крепко связанных между собой, систематизирующих разнообразное содержание отраженного человеком и удерживающее его в едином целом.

Человеческая психика и психомоторика обладает неисчислимыми возможностями создания механизмов. Они - новообразования, не закрепленные ни за определенным органом чувств, ни за конкретной способностью: это - система способностей со свойствами, которыми не обладает не одна из составляющих целостности. Причем это новообразование одновременно действующее и познающее: действуя - человек познает, а познавая - действует, решает задачи умственные и психомоторные. Количество механизмов может быть бесконечное множество. Изменяя условия работы человека, мы создаем тем самым новые механизмы, новые способы действий. Одним из таких механизмов, безусловно, является талант. По определению В. В. Клименко: ”Сущность таланта в способности к действию, его не следует выискивать ни в особых достоинствах мозга, ни в конструкции тела, ни в каких-то других способностях. Талант - это человек, оригинально решающий всем известные задачи.” Клименко В. В. Психологические тесты таланта. - Харьков: Фолио, 1996г

Внутреннее же строение механизма таланта человека, определенную связь составляющих элементов его целостности можно изобразить схемой:

2. Воображение как составляющая таланта

Воображение - это не способность фантазировать без цели, а интуитивная способность видеть сущность параметров - их природную логику. Оно комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому воображение - самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об известном. И все это проходит не материально - в умственном плане, когда человек действует, не работая практически.

Воображение человека - его способность заглянуть вперед и рассмотреть новый предмет в его будущем состоянии.

Поэтому прошлое в каждый момент жизни человека должно существовать в соответствии с той или иной целенаправленностью в будущее. Если память претендует на активность и действенность, а не является только хранилищем опыта, она всегда должна быть направлена на будущее, на форму будущего себя, своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такое воображение всегда работает: человек трансформирует предметы и сырье не просто в воображении, а действительно с помощью воображения, прокладывающего путь к желаемому предмету. Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают:

новизна воспринятого “что-то”;

осознание его как чего-то неизведанного, интересного;

импульс, который задает заранее качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком.

Воображение вместе с интуицией способно не только создать образ будущего предмета или вещи, но и находить его природную меру - состояние совершенной гармонии - логику его строения. Оно дает начало способности к открытиям, помогает находить новые пути развития техники и технологии, способы решения задач и проблем, возникающих перед человеком.

Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям.

По линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления.

По линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью.

Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно их применяет.

Воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче.

3. Энергопотенциал в структуре таланта

Определение энергопотенциала было введено в структуру таланта Игорем Акимовым и Виктором Клименко далеко не случайно. Есть в этом понятии прямая связь с психодинамическими концепциями личности, например с идеей Фрейда о том, что талант - это продукт сублимации либидо, разрядка психической энергии по особенным каналам, для поддержания гомеостаза личности, в некотором роде механизм самосохранения для высокоэнергетичной системы, “аварийный клапан”. Таким образом, можно представить талант как функциональную систему, счастливый результат соединения компонентов личности, в которой поступающая извне по сенсорным каналам информация перерабатывается благодаря наличию тех самых избыточных ресурсов латентной энергии.

Может сложиться впечатление, что только внутренние генетические факторы позволяют человеку быть талантливым, но оно ошибочно. Ведь главное качественное отличие таланта именно в его реализации в процессе деятельности. Что же позволяет таланту реализоваться, а не оставаться просто потенциальной возможностью, как это бывает довольно часто у людей просто с высокими способностями?

Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть волю, как один из ключевых элементов структуры таланта.

С.Л.Рубинштейн, описывая природу воли, применяет понятие волевого действия. Всякое волевое действие является целенаправленным действием. Волевое действие сформировалось у человека в процессе труда, направленного на производство определённого продукта. Направляясь на определённую цель, действие в своём ходе регулируется соответствием с этой целью. Цель, преследуемая действующим субъектом, должна осуществиться как результат его действия. Специфически все человеческие действия являются волевыми в этом широком смысле слова. Однако осознание единичной цели своего желания, порождённой побуждением, которая в данную минуту владеет человеком, представляет ещё очень невысокую ступень сознательности. Сознательный человек, приступая к действию, отдаёт себе отчёт о последствиях, которые повлечет за собой осуществление ставшей перед ним цели, а также о мотивах, которые его к этому действию побуждают. В результате может обнаружиться расхождение между желанной целью и нежелательными последствиями или трудностями, с которыми в силу объективных внешних условий связано её реализация. Это волевое действие в более специфическом смысле слова в силу противоречивости действительности, а также сложной иерархии различных и часто противоречивых побуждений человека. Этот, в принципе, частный случай довольно распространён. Он придаёт волевому действию особую направленность. В системе установок и мотиваций талантливого человека существуют, несомненно, такие, которые никогда не воспринимаются сознательно. Те же, что получили осознанную связь с объектом действительности зачастую оказываются в условиях как субъективного, внутреннего сопротивления, так и сопротивления внешнего. Когда же конфликт противоречивых тенденций оказывается сверхтрудным, непосильным человеку, волевое действие переходит в аффективное или импульсивное действие, разрядку. Может быть, именно благодаря аффективному состоянию талант получает способность претворить в действительность те свои намерения, которые нам кажутся практически неосуществимыми? Вероятно, в некоторых случаях это происходит именно так. Но всё-таки большинство талантливых людей решали тяжелейшие задачи благодаря долгому и упорному труду, который был возможен лишь при наличии сильных волевых качеств.

4. Проявления таланта в аффективно-эмоциональной сфере

Любой человек как субъект деятельности, который познаёт и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия. Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей, и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими. Он переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определённым образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств, или эмоций.

Необычайно богата и насыщена эмоциями жизнь у всех талантливых людей, чья одарённость заключается в способности к вербализации образов или в способности выражать их изменяя объективную действительность, т.е у писателей, поэтов, художников и др. Их отличает возможность передать другим людям своё эмоциональное состояние, дать другим почувствовать то, что они чувствовали, увидеть то, что они видели. Так как эмоциональная сфера генетически первоначально связана с инстинктами и влечениями, а так же с установками, как сознательными, так и бессознательными, то многие тенденции предопределяющие как замысел, так и сам процесс творчества, могут никогда не осознаваться человеком. Часто процесс творчества выглядит нежданным озарением, хотя за этим состоянием скрывается долгая психическая работа. Этот же самый процесс осознания может оказаться и сильно растянутым во времени. Например, Леонардо да Винчи, один из величайших художников эпохи Ренессанса писал свой знаменитый портрет Моны Лизы в течение четырёх лет, не будучи в состоянии его закончить. Учитывая то эмоциональное напряжение, которым для Леонардо сопровождался процесс творчества, этот факт свидетельствует о величайшей способности к волевой регуляции своей деятельности.

Заключение

В данной работе выражен подход к таланту как к особому психическому состоянию - высшему проявлению способностей, была сделана попытка рассмотреть этот феномен в русле чисто теоретического системного подхода. Это возможно благодаря выделению основных психических процессов и состояний качественное изменение в течение которых и порождает данный феномен. Содержательная сторона этой проблемы, несомненно, заслуживает такого же внимания, как и вопросы структуры.

Причины появления таланта и гениальности, разнообразные их проявления, проблемы, проблемы развития одарённых детей - каждый из этих вопросов заслуживает отдельной работы. Последний вопрос имеет сейчас очень большое значение. Многие деятели современной науки выделяют личностный фактор как единственный, благодаря которому человечество может двигаться вперёд. Поэтому как за рубежом, так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможность как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но, на мой взгляд, по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будут сформированы теоретические положения в рамках единой психолого-педагогической концепции.

Список литературы

Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М.: Знание, 1991г.

Клименко В. В. Психологические тесты таланта. - Харьков: Фолио, 1996г

Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - М. Педагогика, 1971г.

Матюшкин А.М. Загадки одарённости. - М.: Школа-пресс, 1993г

Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии. - № 5, 1994г., стр. 86-95.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2т. Т 2. - М., Педагогика, 1989г

0

35

Nekz написал(а):

Левша был кузнецом!!!! он выполнял очень сложный заказ!

И что?  %-) 

Nekz написал(а):

тоесть как то всеже пополнял свой словарный запас участь у других слову и словению их в рифму?

Конечно, занимался самообучением) Оттачивая этим свой талант. Думаешь, он зубрил тогда правила хорея с ямбом?

Nekz написал(а):

а чего не все то? только про тюрьму?

Начал-то в тюрьме писАть, тоже без учебников, я думаю. ;) А уж потом пошел витражи разрисовывать на воле...

0

36

Шампанская написал(а):

И что?

у него уже были навыки определенного характера, практика...

0

37

lili написал(а):

у него уже были навыки определенного характера, практика...

Естессна) Он делал интуитивно, оттачивал мастерство) Тоже вряд ли читая попутно учебники по пропорции)

0

38

Шампанская написал(а):

И что?

то что он знал технологию, в кузнечном деле был профессионалом...
вот если бы он был кузнецом и написал чтонить выдающееся....

Шампанская написал(а):

Думаешь, он зубрил тогда правила хорея с ямбом?

думаешь нет?

Шампанская написал(а):

Начал-то в тюрьме писАть, тоже без учебников, я думаю.

не изучала творчество Маяковского настолько подробно, чтобы читать его черновики и раннее произведения... не могу знать шедеврально или нет...
в последствии общаясь с другими литераторами, он так же работал над собой...

0

39

Шампанская написал(а):

Он делал интуитивно, оттачивал мастерство)

да, методом проб и ошибок. Таким образом родился опыт, выходит блоху он подкоавал не с бухты барахты, а уже имея определенные навыки

0

40

Думаешь, он зубрил тогда правила хорея с ямбом?

кто помнит то что зубрит в учебных заведениях? только связанные с естественными науками. В плане остального, практика и опыт

0

41

lili написал(а):

кто помнит то что зубрит в учебных заведениях? только связанные с естественными науками. В плане остального, практика и опыт

О том и речь... Если человек бесталанен, то даже если будет делать свое дело упорно - то будет только лишь добротным любителем, понимаете? Не профессионалом, который одним щелчком могут сотворить что-то эдакое неземное...  :)
Пример тому  - современная фотография. При наличии большого количества сопутствующих приспособлений для изделия качественного фото, работы одних фотографов нас заинтересовывают и увлекают, а других - оставляют равнодушными... И тут дело не только в разнице вкусов, но и общей объективной оценке.

0

42

Шампанская написал(а):

Пример тому  - современная фотография. При наличии большого количества сопутствующих приспособлений для изделия качественного фото, работы одних фотографов нас заинтересовывают и увлекают, а других - оставляют равнодушными... И тут дело не только в разнице вкусов, но и общей объективной оценке.

lili написал(а):

При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер.....Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта.

0

43

Шампанская
Оль разговор был о том что не обладая технологией, а лишь одним вдохновением не стать талантливым...

0

44

Nekz написал(а):

Оль разговор был о том что не обладая технологией, а лишь одним вдохновением не стать талантливым...

в принципе как и наоборот. Не зная как рисовать, даже имея вдохновение не нарисуешь... Или нарисуешь но не все поймут. (Пример квадрат Малевича)

0

45

lili написал(а):

Или нарисуешь но не все поймут.

Тогда это не искусство,когда понимает очень мало людей...Кароч,талант требует работы,каким большим он бы не был

0

46

Дикий_кот написал(а):

Кароч,талант требует работы,каким большим он бы не был

А работа не всегда требует обязательного наличия таланта.. Это я к Ломоносову.

0

47

Шампанская написал(а):

А работа не всегда требует обязательного наличия таланта

Угу,упрешься в свой потолок и фсё

0

48

Калькулятор индигости

У меня:

http://copypast.ru/indigo_img/beboa40,77fai5b.png

Ну, не самый худший вариант))

0

49

С вероятностью на 52,73% можно сказать, что Вы заражены "вирусом Индиго" на начальной стадии. И примерно через 4 поколения Ваши потомки станут сверхлюдьми!

0

50

http://copypast.ru/indigo_img/bfbrb77,28lIt3a.png

http://i049.radikal.ru/0803/d9/780e3da1d856.gif

Отредактировано Амалия (Вт, 7 Дек 2010 11:10:39)

0

51

по нарастающей пошли....))) ну кто следующий?

0

52

я, но у меня откат назад

увеличить

Отредактировано lili (Вт, 7 Дек 2010 23:39:11)

0

53

Короче так, обобщаю.  http://i004.radikal.ru/0803/40/e481ad1cd36c.gif 
Всех нас объединяет одно - не дано нам быть сверхлюдьми и какая нафиг (пардон) разница в каких поколениях наши потомки будут ими? Предлагаю, чтобы не уходит в депрессию от осознания сего факта, распить кофеек с чем-нибудь вкусненьким.  http://i049.radikal.ru/0803/d9/780e3da1d856.gif

Отредактировано Амалия (Ср, 8 Дек 2010 02:28:08)

0

54

Амалия написал(а):

распить кофеек с чем-нибудь вкусненьким.

я за любой кипишь кроме голодовки... даже если и не кофеек, то вкусненькое то обязательно!!!!!

0

55

кто от вкусненького откажется. наверно только тот кто на строгой диете

0

56

Амалия написал(а):

Предлагаю, чтобы не уходит в депрессию от осознания сего факта, распить кофеек с чем-нибудь вкусненьким.

Это ты еще мою сцылочку про моментальное старение не видела...

lili написал(а):

наверно только тот кто на строгой диете

Тут таких нет!  http://i038.radikal.ru/0803/02/0136084e2889.gif

0

57

Комикс про художника

0

58

хороший комикс, со смыслом

0

59

0

60

Имел я тебя в виду, причем два раза, или: "Братюня, не откажи!
Читать полностью:  http://lady.tut.by/news/life/320708.html

0