Форум "РазговорниК" - душевные беседы на различные жизненные темы за чашечкой кофе/чая.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Нэцкэ

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Нэцкэ - крупицы японской души

Есть страны и культуры, представляющие для мира неостывающий интерес. Такова Япония. Её притягательная сила рождается из долгой истории, из оригинальной этики, яркого искусства. Глубина японской жизни и работы её мастеров давно стали предметом научных статей, товаром для западных дилеров и поводом к пылкому пристрастию коллекционеров. Уже не первое десятилетие одним из таких увлечений остается резная японская миниатюра нэцкэ (netsuke), возникшая некогда с целями вполне бытовыми.

Сложилось так, что традиционная одежда на Японских островах была элегантной, но не имела карманов, и свои личные вещи японцы приспособились носить в небольших сумках или футлярах, которые подвешивали к поясу-кушаку. Нецке были аналогом пуговицы, мини-стопорами на конце тесьмы, мешающими этим сумкам упасть.
Благодаря многозначности иероглифов и в зависимости от написания “нэцкэ” переводится, как “прикреплять и подвешивать” ( китайцы переводили свои аналоги как “маленький висящий предмет”). Со временем нэцкэ стали декоративными, а выдумка и мастерство японских резчиков превратили их настоящие произведения искусства, рассказывает журнал «Русский базар».

Японские боги и культовые фигуры всегда носили неземной характер и были лишены физической оболочки. Признаки присутствия богов японцы видели через священное Зеркало и Саблю. Божественное проявления виделись им в священных горах, реках, деревьях.

Пришедший в VI веке с Корейского полуострова буддизм принес на Японские острова концепцию близости и почти равенства человека и божества. Теперь Бог мог иметь сотни человеческих лиц. Будда Любви и Благодарности нес в себе умиротворение, способное успокоить даже детей и женщина Будда Гнева и Мести одним своим видом приводил окружающих в трепет. С распространением новой религии появляются целые династии резчиков, создающих не только фигуры в человеческий рост, но и крошечные нэцкэ величиной от двух до семи сантиметров. Первыми японскими учителями нового искусства были китайцы, но шаг за шагом оригинальная японская миниатюра становится для остального мира одним из путей познания японской культуры и души.

Из требований, предъявляемых к нэцкэ, главными были два: её прочность – чтобы удерживать предмет, прикрепленный к поясу, и её дизайн. Став частью повседневной жизни, нэцкэ были не только практичным украшением; они могли отражать социальное положение владельца и даже его религиозные и нравственные оценки. С помощью нэцкэ крепили амулеты, кожаные кошельки, походную пиалу для саке. На картинах и свитках, изображающих битву японцев с нашествием монголов в 1293 году, изображены воины с сумками на поясе и миниатюрными нэцкэ.
Примерно в 1543 году португальские мореплаватели привезли в Японию табак, попавший в Европу с острова Тобаго и любимый индейцами. Несмотря на запреты императоров и местных властей на его выращивание и продажу, в XVIII веке любовь японцев к табаку, ношение на поясе кисетов и нэцкэ становится повсеместным.

Но нэцкэ использовали не только как деталь одежды. Примерно в это же самое время в Японии появляется такой редкий и дорогой материал, как рог носорога и моржовая кость, привозимые голландскими купцами, по сути, первыми связавшими Японию с Европой. Японские знахари верили, что если поверхность нэцкэ, изготовленную из полых костей кита-нарвала или моржового бивня, соскоблить ножом и порошок этот бросить в отвар, то это средство способно излечить простуду.

Эпоха массового интереса японцев к нэцкэ как к факту искусства началась в XIX веке, когда ряд мастеров, основываясь на старых записях, картинах и гравюрах, стали воссоздавать античные японские нэцкэ X-XIII веков.Сегодня полки музеев и коллекций занимают нэцкэ в форме знаменитой бутылочки для рисовой водки саке или копии куклы XVIII века из слоновой кости, ставшей классикой, и миниатюрные маски из театра Кабуки XVI-XVII веков.

На протяжении долгого времени нэцкэ были чем-то вроде культурных и религиозных хроник из жизни страны; их сюжетам и героям несть числа. Среди них - боги и демоны, пейзажи и люди, птицы и животные. Азартные игроки носили нэцкэ со змеёй или черепом, что должно было принести им удачу, верующие – фигурки знаменитых буддистов, любители театра – нэцкэ, изображающие маски, люди, желающие выздороветь, фигурки, изображавшие целителей или слепых массажистов.

Жизнь у мастеров нэцкэ была несравненно беднее, чем у придворных художников, обслуживавших японских феодалов сёгунов: художники лучше оплачивались и даже могли получить творческую студию от императорского департамента искусства. Зато творческой свободы и возможностей для поиска у авторов нэцкэ было гораздо больше. Эта раскованность мастеров нэцкэ видна в их ироническом, а порой и карикатурном изображении богов и религиозных кумиров, в значительно опережающей своё время пластике. Например, S. Unjido, изобразивший знаменитого китайского монаха VII века Б.Зен-Ши, а также десятки других мастеров.

Немало профессиональных ухищрений, секретов и сноровки было вложено в дизайн нэцкэ. Например, миниатюра “Осы” была выполнена в форме сот, из которых выглядывают крошечные осы. При встряхивании эта нэцкэ издавала звук трещотки, подражающий жужжанию осы, но “шумовые элементы” из самой миниатюры не выпадали. Другие хитроумные изделия прятали в себе скрытые выдвижные части или другие маленькие сюрпризы.
Выдающимся мастером XVIII века считается Tоmokazu из Киото. Его знаменитая нэцкэ “Слепой не боится змеи, или Неведающий - счастлив”, размером всего в 5 см считается подлинным шедевром. О его способности отдаваться работе на несколько суток подряд, позабыв о еде, рассказывали хроники. Его мастерство и память о нем увековечены в одном из самых известных японских храмов.

Выдающимся мастером нэцкэ признан S.Yoshimura, работавший в середине XVIII века. Его фигуры демонов, сделанные из раскрашенного кипариса, находятся в Императорском музее Токио.
Великий японский мастер XIX века Кайгокусаи был самоучкой. Немногочисленные работы, оставшиеся на родине ( 80% его работ было вывезено за границу), хранятся в коллекции императорской семьи. Его выдумка была неистощима. Серия его эротических нэцкэ “с запретными наслаждениями” была невозможна в практическом применениии, но зато cтала доходной статьёй экспорта и хранится в частных коллекциях и музеях. Он был знаменит своим талантом, большим кругом учеников, тем, что ежедневно выпивал больше двух литров рисовой водки саке, и, тем не менее, прожил восемьдесят лет.

Но даже став предметом искусства, нэцкэ в большинстве своём еще долгое время оставались только частью ансамбля, дополняющего кимоно, и, как правило, выполнялись в едином стилевом ключе вместе с небольшими сумочками – инро ( inro), которые могли быть сделаны из дерева, кожи, керамики, и зажимами, стягивающими шнур у сумки – ojime. В зависимости от назначения инро могли состоять из нескольких отделений; в которых странники или торговцы хранили лекарства, бумаги и т.д.; их носили хмурый чиновник, непреклонный самурай и сговорчивая гейша.

В зависимости от формы миниатюр и их сюжетов японские эксперты делят нэцкэ на четыре типа. Первая, katabori, изображает человеческие фигурки и животных. Вторая, katamiguta ( из районов Токио и Киото), имеет чашеобразную или овальную форму. Представляет собой комбинацию слоновой кости, рога с металлом или сплавами в виде диска. Такие нэцкэ делали многие известные граверы по металлу.
Нецке manju делают из дерева, бамбука, слоновой кости. Они были круглыми, плоскими или квадратными по имени пирога, называемого manju. Такие нэцкэ украшались резьбой или гравировкой и тоже состояли из разнородных материалов.

И, наконец, нэцкэ ryusa: с изображением цветочного орнамента, птиц и арабесок. Разумеется, такое разделение - самое общее. Собиратели предпочитают отбор по принадлежности к определенной художественной школе или историческому периоду, или сюжету.
История экспорта нэцкэ на Запад началась с любопытного эпизода. Известно, что в 1853 году американский командор М.Перри по приказу президента США Филмора привел свои корабли к Токио и убедил Японию стать открытой для торговли с Западом.

Один из носильщиков, обслуживающих американских моряков, носил свой кисет с табаком на поясе; заметив его нэцкэ в форме театральных масок, кто-то из офицеров был поражен их красотой и изяществом и попросил носильщика продать их ему или подарить. Японец, напуганный настойчивыми просьбами иностранца, беспрекословно расстался с нэцкэ, получив за это от американца множество сувениров и подарков. История дошла до японских властей, которые, прежде всего, обвинили бедного носильщика в самовольной торговле с иностранным государством и посадили его в тюрьму. По просьбе американцев беднягу вскоре выпустили, а офицер разыскал его и сказал, что готов купить целую партию нэцкэ и даже дать на это деньги. Со временем носильщик по имени Козабуро открыл торговую компанию Sanko Schokai по продаже нэцкэ и предметов искусства в страны Запада. С тех пор десятки тысяч лучших японских нэцкэ украшают собрания музеев и частных коллекционеров по всему миру, а японские историки искусства не скрывают огорчения по поводу бедности национальных экспозиций и свершившейся утечки части своего культурного наследия.

Но, несмотря на жалобы японских искусствоведов, музей Такаяма, расположенный в префектуре Нагоя, располагает прекрасной коллекцией из более чем трехсот старинных нэцкэ, инро и старинных табачных кисетов для ношения на поясе. Туристы и посетители музея не только наслаждаются гармонией и красотой миниатюр, но и погружаются в склонную к размышлениям и философским мыслям атмосферу, окружающую эти места. Здесь, неподалеку от горы Койя, находятся мавзолей одного из выдающихся японских буддистов IX века Кобо Даиши и сотни могил его последователей, приезжавших сюда в конце жизни, чтобы обрести свой последний приют рядом c учителем.

С последующим появлением в обиходе японцев европейского костюма с десятком карманов создание нэцкэ окончательно определяется как самостоятельное направление в декоративном искусстве.
Среди десятков тысяч экспонатов Музея Питта Риверса при Оксфордском университете достойное место занимает коллекция нэцкэ, подаренная музею в 1944 году Г. Гюнтером. Разнообразие сюжетов и мастерски исполненная резьба по дереву и кости привлекаюет к коллекции множество посетителей. Среди восьмисот миниатюр есть насколько изображений монаха Дарумы, почитаемого всеми основателями японского дзен-буддизма, который, по преданию, общаясь с космосом, медитировал так долго, что ноги его потеряли способность ходить.

Как и многие другие музеи США, Музей искусства Азии в Сан-Франциско начался с огромной частной коллекции восточного искусства, которую подарил в 1966 году крупный чикагский промышленник и коллекционер А Брундейж. Более трехсот античных нэцкэ и инру XVIII и XIX веков сегодня составляют одно из наиболее полных и интересных собраний в стране.

Американец В. Бошар собирает японскую живопись и нэцкэ вот уже четыре десятка лет. В 1964 году, находясь в Токио, он купил в художественной галерее двенадцать штук нэцкэ , выполненных как знаки зодиака. Они были подписаны знаменитым мастером Мацасуга и относились, по словам владельцев галереи, к концу XIX века. Позднее, узнав предмет поближе, он понял (как это бывает с начинающими), что купил подделку 1960 года изготовления. Более того, он узнал подлинное имя автора подделки, который и сам считался отменным мастером: просто галерея “ попросила его помочь” и подписаться чужим именем. Сегодня эти экспонаты находятся в его собрании под настоящим именем автора. В собрании Бошара более 500 нэцкэ, и, что особенно ценно для собирателя, приобретение многих из них было одобрено крупнейшим в мире авторитетом в области нэцкэ Р. Бушелом.

Р. Бушел начал составлять свою коллекцию в 1945 году, в бытность свою капитаном американского флота, расквартированного в Японии. Занимаясь собирательством нэцкэ в течение всей жизни, он создал крупнейшее в мире частное собрание. Оставшись жить в Японии, и годами ведя серьёзную исследовательскую работу, он отыскивал в японской провинции настоящие шедевры. Р. Бушел не только написал ряд обзорных и аналитических статей по искусству нэцкэ, но перевел с японского и адаптировал для англоязычного читателя работу известного искусствоведа У. Рейкики, впервые пробудив во всем мире живой интерес к этому искусству . И хотя коллекция Р.Бушела была четыре года назад распродана его потомками на аукционе Cотби, 150 работ из его коллекции по-прежнему украшают постоянную экспозицию County Museum в Лос-Анджелесе.
Международное общество собирателей нэцкэ INS объединяет коллекционеров из тридцати стран Азии, Америки и Европы. Здесь издается иллюстрированный журнал, проводятся выставки и конференции. На вопросы о том, как начать коллекцию, как оценить достоверность имеющейся у вас миниатюры, вам ответят, если вы напишете по адресу: International Netsuke Society, PO Box 833272, Richardson, Texas 75083-3272, USA.

Мир нэцкэ поражает разнообразием сюжетов и материалов.Нецке может быть изготовлена из панциря черепахи, фарфора, коралла, янтаря или лакированного дерева. Cегодня нэцкэ – это не только коллекционирование, но и часть прибыльного сувенирного бизнеса. Их выпускают в форме пепельниц и зажигалок, куколок и пластинок, украшенных мини-компасом или циферблатом солнечных часов. Элегантные нэцкэ украшают рукоятки коллекционных кинжалов, канделябров и личных печатей. В число популярных на рынке украшений входят и нэцкэ, сделанные в форме подвесок на цепях или кожаных шнурах и украшенные полудрагоценными камнями.

Одна из сложностей в коллекционировании нэцкэ состоит в том, что многие мастера по японской традиции имели в течение жизни несколько имен, кличек и псевдонимов, которыми подписывали работы, что усложняет жизнь собирателям и экспертам и упрощает бизнес для тех, кто занимается подделками.
Открытие другой культуры сродни проживанию еще одной жизни. И пусть Япония останется для большинства из нас философским Садом Камней, где какой-нибудь из камней всегда остается скрытым для глаза. Соотносить преходящее и вечное, “видеть небо в чашечке цветка” и мир в капле росы – одно из свойств японской души. И познавая чужую культуру, мы начинаем лучше понимать свою собственную и самих себя.

Семен Бурда (iamik.ru)

http://www.hot.ee/lobzik20/links3/netsuke/P1190004.jpg

http://www.exoticjapan.com/netsuke/pic/N-218a.jpg

http://www.yukimori.ru/items/netske/N200308/N200308_p1.jpg

http://www.yukimori.ru/images/N153441_p1.jpg

http://www.yukimori.ru/images/N342503_p1.jpg

http://www.yukimori.ru/images/N6733_1.jpg

http://www.yukimori.ru/images/N506102_1.jpg

http://www.satya.ru/pic/goods_big/netske-sred.jpg

http://www.japonic.com/ru/netsuke/pic/N-240a.jpg

http://kupiprodai.ru/lib/files/eofarg.jpg

http://www.muran.ru/bones/?file=4572&stone=82b61637af1562ff84c597e601b3db21

http://www.yukimori.ru/images/N154160_p1.jpg

http://www.yukimori.ru/images/N0430006_1.jpg

http://www.yukimori.ru/images/N503954_1.jpg

http://www.yukimori.ru/images/0140031_1.jpg

http://www.yukimori.ru/images/0260009_1.jpg

Странный, непонятный и привлекательный мир таится за миниатюрными изображениями божеств, благожелательных символов, людей, животных, птиц, рыб. На первых порах эти произведения очаровывают только виртуозностью исполнения. В скульптуре высотой в три-четыре сантиметра не пропущено ни одной детали. Все передано точно и выразительно, с неподражаемой живостью непосредственно в трактовке натуры, часто с юмором и фантазией.

С художественной точки зрения, нэцкэ — это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской скульптуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения истории культуры, сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений — словом, жизни Японии и Китая XYII-XIX вв. Являясь по своему назначению утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ со временем превратились в подлинное искусство. Многие из нас привыкли воспринимать нэцкэ как традиционное японское искусство, однако его корни уходят в историю Древнего и Средневекового Китая, вот почему среди изображаемых в нэцкэ персонажей так много китайских божеств и знаменитых личностей истории Поднебесной Империи. Сюжеты нэцкэ охватывают представления горожан периода Такугава. Историческая литература и театр, мифология и народные верования, благопожелательная символика и повседневная жизнь — все это получило отражение в маленьких резных фигурках — нэцкэ. В Японии были хорошо известны идеи Даосизма — одной из важнейших религий китайского происхождения. Широко распространился Буддизм, также заимствованный с континента. Со временем все это вошло в культурный обиход японцев и перестало восприниматься ими как нечто чужое. В китайской истории, японских резчиков особенно интересовали герои древности: выдающиеся государственные деятели, прославленные полководцы и воины, отличившиеся отвагой, силой и верностью долгу. Однако создателей нэцкэ больше привлекали анекдотические случаи из жизни китайских героев, чем произведения, прославлявшие их мудрость, отвагу и преданность. Но и здесь, как правило, содержался определенный морализующий подтекст.

Наиболее популярными божествами в народных верованиях периода Токугава были так называемые "ситифукудзин" — "семь богов счастья". Они происходят из различных религиозных систем. Дайкоку, Хотей, Бисямонтен и Бендзайтэн — буддийские божества; Эбису — персонаж чисто синтоистский, Фукукрокудзю и Дзюродзин пришли из пантеона даосизма. Наиболее популярными божествами в народных верованиях периода Токугава были так называемые "ситифукудзин" — "семь богов счастья". Они происходят из различных религиозных систем. Дайкоку, Хотей, Бисямонтен и Бендзайтэн — буддийские божества; Эбису — персонаж чисто синтоистский, Фукукрокудзю и Дзюродзин пришли из пантеона даосизма. Несмотря на то, что даосизм в Японии никогда не был оформлен как сколько-нибудь цельное учение, в народных верованиях многие даосские персонажи занимали видное место. Например, японцам был хорошо известен образ даосского святого-сеннина.

Сам термин нэцкэ, который пишется двумя иероглифами "НЭ-ЦУКЭ ", (первый означает "корень", второй — "прикреплять") впервые упоминается в хрониках XVII века. Самое раннее письменное свидетельство о ношении нэцке относится к началу XVII века. До периода Монояма (конец XVI в.), был распространен обычай носить предметы, прикрепив их к эфесу меча, а на рубеже XVI — XVII-го в. он стал вытесняться нэцкэ. Кимоно, с которым удобно было носить нэцкэ, до середины XVI века употреблялось только как нижняя одежда и получило распространение в качестве верхней мужской и женской одежды в конце периода Муромати (1392-1573гг.) Миниатюрные фигурки нэцкэ были обязательной принадлежностью японского мужского костюма. Поскольку он не предусматривал карманов, все необходимые мелкие предметы подвешивались к поясу кимоно. У каждой фигуры имелось два отверстия для шнурка, с помощью которого она крепилась к поясу как противовес носимому на нём предмету. Распространившийся в XVIII веке обычай курения табака в Японии способствовал бытованию нэцкэ. Впоследствии скульптурным брелком к поясу прикреплялись не только трубки и кисеты, путешественник мог взять с собой печать, набор принадлежностей для чая, кошелек и ключи, медикаменты и амулеты, сосуд с сакэ. Крестьяне носили латунные и медные нэцкэ, которые одновременно служили огнивом для трубок. Люди, болеющие лихорадкой, носили нэцкэ, сделанные из клыков нарвала, во время приступов они скоблили фигурки в местах отверстий и принимали порошок как целебное снадобье. Небогатые люди вместо художественно оформленных нэцкэ использовали маленькие тыквы-горлянки, корни. Также использовались предметы, изначально имевшие другое значение, — например, детали оправы холодного оружия. Нэцкэ делались из разных материалов: дерева (иногда привезенного из Китая), слоновой кости, оленьего рога. Реже использовали: лак, металлы, фарфор, бамбук, разные виды коралла и янтаря, стекло, агат, нефрит, кремень и окаменевшее дерево.

Слоновая кость в истории Японского искусства — материал довольно молодой. В виде бивней она стала завозиться в Японию лишь в период Токугава. До этого о ней знали лишь по китайским изделиям. Слоновая кость также имела благопожелательную символику, а кроме того, была лечебным средством. На протяжении XVII века производство нэцкэ оставалось побочным занятием не только скульпторов, но и мастеров многих других специальностей: керамистов, резчиков декоративных архитектурных деталей, художников по металлу, мастеров художественного лака, резчиков кукол. Лишь, во 2-й половине XVIII столетия появились профессиональные резчики нэцкэ так называемые нэцукэси. Мастера-профессионалы превращают нэцкэ в самостоятельный вид искусства, обладающий специфическим набором форм, материалов и сюжетов. Старые мастера, а их было не так много, каждую нэцкэ изготавливали только в одном экземпляре, и настоящие знатоки умеют по фигурке определить мастера. В самой Японии изготовители нэцкэ и копий нэцкэ из таких материалов, как глина, лак, появились после того, как нэцкэ проникли в Европу и вызвали там подлинный ажиотаж. Уникальные нэцкэ стоили (да стоят и сейчас) очень дорого. Появившийся же спрос на непонятные интересные изображения у голландцев, англичан, португальцев вызвал к жизни "лавочные" нэцкэ — образно говоря, их изготовление поставили на поток. Настоящие же мастера, у которых на изготовление некоторых фигурок уходили месяцы работы, резко осуждали такое массовое изготовление нэцкэ. Постепенно школа старых мастеров прекратила свое существование. Отдельные мастера нэцкэ для каждой своей фигурки изготавливали и ее футляр — точную копию фигурки, и порой эти футляры ценятся дороже самой нэцкэ. Нэцкэ старых мастеров могли себе позволить носить лишь богатые и именитые люди — и по причине их стоимости, и по причине того, что уникальная нэцкэ уважаемого мастера как бы являла собой признак особого статуса того, кто ее носил. Для многих нэцкэ составлялись специальные названия, слагались свои стихи и даже своя музыка.

Можно назвать несколько основных форм нэцкэ: Окимоно, Саси, Оби-хасами, Итираку. Последние отличны тем, что изготавливались в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетенные из проволоки, бамбука или тростника. Отдельную группу образуют нэцкэ в виде миниатюрных масок театра Но. Существовали так называемые "курьезные нэцкэ"- например, изготовленные из курков голландских ружей, а также фигуры в виде счетов, соробан, компаса, кремня и огнива, пепельницы и т.д. Конечно, нэцкэ имели не только практическое значение, но и служили украшением, ношение которых стало всеобщей привычкой в Японии XVII — XIX вв. Практическое использование нэцкэ имело место в Японии вплоть до 20-х гг. XX в., когда вышел из употребления национальный Японский костюм. Известны несколько основных японских школ мастеров нэцкэ. Представители некоторых из них предпочитали изображать животных, другие — религиозных деятелей, мудрецов и философов, третьи изготавливали фигурки носящие юмористический развлекательный характер. По свидетельству художественной литературы XVII века описывающей нравы Японии того времени, известно, что наиболее широкое распространение получили Карасиси — досл."Китайский Лев" и лошадь. Нэцкэ появлялись там, где имелся костюм без карманов, но с поясом. Нэцкэ, брелки противовесы использовались на обширной территории в Японии, Венгрии, Китае, на Крайнем Севере и в Эфиопии.

http://pics.druzya.org/art/east/japan/necke/Shousin.jpg

http://pics.druzya.org/art/east/japan/necke/Daykoku-Ebisu.jpg

Отредактировано bench (Вт, 24 Окт 2006 10:19:51)

0

2

Нэцкэ – брелок или противовес, с помощью которого у пояса носили кисет с табаком, связку ключей или инро (коробочку для парфюмерии и лекарств). Нэцкэ имеет сквозное отверстие, через которое пропускается шнур со связкой ключей, кисетом и т.п. Концы шнура завязываются в одном (большем) из выходов отверстия. На одном свисающем конце находится кисет или инро, а на другом, в качестве противовеса, - нэцкэ. Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в японском традиционном костюме.

Как считает М.В. Успенский, нэцкэ появились в Японии во второй половине XVI-начале XVII в., что связано с походами Тоётоми Хидэёси в 1592 и 1597 гг. в Корею, где, так же как и в Китае, носили чжуй-цзы – прототип нэцкэ. Расцвет искусства нэцкэ приходится на период с середины XVII до середины XIX в., который нередко называют «золотым» веком нэцкэ. Именно в это время появляются профессиональные резчики нэцкэ. В предыдущий период резьба нэцкэ была побочным занятием скульпторов, керамистов, мастеров художественного лака, резчиков кукол. Мастера-профессионалы превратили нэцкэ в самостоятельный вид искусства, обладающий специфичными формами, материалами и кругом сюжетов.

Наибольшее распространение имели шесть форм нэцкэ. Катабори – небольшая резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Для зрелого периода нэцкэ (конец XVIII – начало XIX в.) она наиболее характерна.

Кагамибута – по форме напоминает плоский сосуд, выполненный из кости, рога, реже – дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления.

Мондзю – свое название получила благодаря круглой плоской форме, похожей на рисовую лепешку мондзю. Такие нэцкэ чаще выполнялись из слоновой кости, изображение на мондзю передавалось гравировкой, которая, как правило, сопровождалась чернением.

Вариантом мондзю была и форма Рюса. Основное отличие этой формы от обычной мондзю в том, что она пустая внутри, а ее верхняя часть выполнена в технике сквозной резьбы. Эта форма особенно часто использовалась в Эдо, где жил известный резчик Рюса (работал в 1780-е годы), по имени которого она и названа.

Саси – одна из наиболее старых форм нэцкэ. Она представляет собой длинный брусок (из различных материалов, но чаще из дерева) с отверстием для шнура на одном конце. Саси затыкали за пояс таким образом, чтобы отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисали кошелек, ключи и т.п. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, цеплявшийся за верхний край пояса.

Итираку – нэцкэ в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетенные из проволоки, бамбука или тростника.

Материалы нэцкэ разнообразны. Их резали из дерева, слоновой и моржовой кости, рога оленя, буйвола, носорога, нарвала, клыков вепря, медведя, волка и тигра, костей различных животных. Использовались также мел, металлы, фарфор, бамбук, кремень, агат, янтарь, панцири черепах, стекло, нефрит, окаменевшее дерево. Однако развитие нэцкэ как самостоятельного искусства, становление его художественного языка связаны с двумя материалами: деревом и слоновой костью.

Сюжеты нэцкэ в целом такие же, что и в других видах японского искусства: исторические персонажи, боги и бессмертные, герои литературных произведений, известные литераторы, реальные и мифологические животные, растения с благожелательной символикой, сценки из повседневной жизни. Подавляющее большинство сюжетов и тем нэцкэ имеет благожелательный подтекст. Это относится к изображениям не только божеств или святых, но и животных, растений, предметов. Их символика, как правило, связана с пожеланием богатства, благополучия, долголетия. По большей части это символика китайского происхождения: жемчужина, цветок пиона, черепаха, цилинь, дракон и т.д. Некоторые изображения нэцкэ могут обладать не только благожелательной, но и охранительной символикой. К числу таких изображений относятся и так называемые «циклические» животные, то есть животные, олицетворяющие периоды шестидесятилетнего цикла: змея, кабан, лошадь, обезьяна и т.д., которые считались способными принести благо или отвратить беды от владельца, родившегося в соответствующий год. В тех случаях, когда изображались все двенадцать символических животных, благожелательный и охранительный подтекст нэцкэ становился универсальным. Охранительной символикой обладали изображения и других животных и рыб, в частности - сома. Кроме того, это демоны – они, леший – тэнгу и водяные – каппа – персонажи народных верований и суеверий японцев.

В XVII-XIX вв. нэцкэ создавались по всей территории Японии. Многие из существовавших центров нэцкэ в настоящее время неизвестны, многие представлены двумя-тремя нэцкэ. Сегодня в достаточной мере изучены 19 школ резьбы нэцкэ, среди которых ведущее место занимают школы Киото, Эдо, Осака, Нагоя, Цу, Ямоде.

Успенский М.В. К вопросу о символике нэцкэ // Труды Государственного Эрмитажа. XXVII. – Л.: Искусство, 1989. – С. 132-144;
Успенский М.В. Нэцкэ в собрании Государственного Эрмитажа. – СПб.: Славия, 1994. – 424 с.

+1