Форум "РазговорниК" - душевные беседы на различные жизненные темы за чашечкой кофе/чая.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Манипуляция людьми, что это такое?

Сообщений 61 страница 90 из 162

61

есть одна книжка: Карен Прайор "Нe рычите на собаку"
где специально обучают манипуляциям с определенными целями

Аннотация

Эта книга о том, как обучать кого угодно: человека или животное, старого или молодого, самого себя или других – и чему угодно.
Как добиться, чтобы кот спрыгнул с кухонного стола, а бабушка перестала ворчать; как управлять поведением домашних животных, детей, начальства и друзей; как улучшить свои достижения в теннисе, гольфе, математике, развить память?
Всего этого можно достичь, используя принципы обучения с подкреплением. Эти принципы являются такими же непреложными законами природы, как законы физики. Они лежат в основе всех ситуаций обучения, точно так же, как падение яблока основано на законах гравитации. Какой бы ни была наша задача – заставить ли четырехлетнего малыша вести себя тихо при посторонних, отучить ли щенка грызть дома все что попало, тренировать ли спортивную команду, выучить ли стихотворение – она решается быстрее, легче, веселее, если вы знаете, как пользоваться положительным подкреплением.

Свернутый текст

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Эта книга о том, как обучать кого угодно: человека или животное, старого или молодого, самого себя или других – и чему угодно.
Как добиться, чтобы кот спрыгнул с кухонного стола, а бабушка перестала ворчать; как управлять поведением домашних животных, детей, начальства и друзей; как улучшить свои достижения в теннисе, гольфе, математике, развить память? Все это можно достичь, используя принципы обучения с подкреплением.
Эти принципы являются такими же непреложными законами природы, как законы физики. Они лежат в основе всех ситуаций обучения, точно так же, как падение яблока основано на законах гравитации. При попытке изменить чье либо поведение, будь то собственное или чужое, мы используем эти законы, независимо от того, знаем мы их или нет. Чаще всего мы их применяем неправильно.

Мы запугиваем, спорим, принуждаем, лишаем чего либо. Мы ругаем окружающих, когда дела идут плохо, и забываем похвалить, когда все хорошо. Мы грубы и нетерпеливы с детьми, друг с другом, даже сами с собой, и потом сожалеем об этой грубости. Зная лучшие способы управления поведением, мы достигли бы своей цели быстрее, к тому же без нервотрепки, но мы не представляем, как это сделать. Мы попросту не можем привести в соответствие те приемы, которыми современные дрессировщики достигают успеха, с законами положительного подкрепления. Какой бы ни была наша задача – заставить ли четырехлетнего малыша вести себя тихо при посторонних, отучить ли щенка грызть дома все что попало, тренировать ли спортивную команду, выучить ли стихотворение – она решается быстрее, легче, веселее, если вы знаете, как пользоваться положительным подкреплением. Законы подкрепления просты: их можно за десять минут записать на школьной доске и за час выучить. Применение их в основном зависит от ситуации, обучение с подкреплением подобно игре, в которой надо быстро соображать. Каждый может быть тренером, но некоторые от природы способны к этому больше, чем другие. Вам вовсе не обязательно отличаться каким то особым терпением, быть сильной личностью, не требуется и особого подхода к детям и животным, можно не обладать и тем, что цирковой дрессировщик Франк Бук называет силой человеческого взгляда. Вам надо только знать, что вы делаете. Всегда были люди с интуитивным пониманием того, как применять законы дрессировки. Мы называем их талантливыми учителями, блестящими военачальниками, выдающимися тренерами, гениальными дрессировщиками. Мне приходилось наблюдать за некоторыми театральными режиссерами и многими дирижерами симфонических оркестров, которые очень умело использовали в своей работе подкрепление. Эти одаренные воспитатели не нуждаются в книге о том, как использовать законы, управляющие обучением. Однако для всех нас остальных – простых смертных, – кто вслепую пытается совладать с плохо управляемым питомцем, вступает в конфликт с ребенком или сослуживцем, знание законов подкрепления может сослужить хорошую службу. Обучение с подкреплением – это вовсе не система наград и наказаний; современные тренеры даже не используют этих терминов. Награды и наказания приходят обычно после того, как действие совершено, часто спустя длительное время, как, например, в уголовном суде. Они могут повлиять, а могут и не повлиять на будущее поведение, но они, безусловно, не могут воздействовать на уже совершенное действие. Подкрепление – будь то «положительное», то, к чему надо стремиться, например, улыбка или ласка, или «отрицательное» – то, чего надо избегать, подобно рывку поводка или нахмуренным бровям – происходит именно во время поведения, на которое надо воздействовать. Подкрепление изменяет поведение только тогда, когда дается в правильно выбранный момент.

Впервые я услышала об обучении с положительным подкреплением на Гавайях, куда в 1963 году я была приглашена старшим тренером дельфинария «Жизнь моря». Раньше я дрессировала собак и лошадей, пользуясь традиционными методами, но дельфины – другое дело; на животное, которое просто уплывает от тебя, не воздействуешь поводком, уздечкой или даже кулаком. Положительное подкрепление – в основном ведро с рыбой – единственное, чем мы располагаем. Психологи в общих чертах познакомили меня с принципами обучения с подкреплением. Искусство применения этих принципов я постигла при работе с дельфинами. Имея биологическое образование и всю жизнь интересуясь поведением животных, я оказалась очарованной не столько дельфинами, сколько моим с ними взаимным общением во время дрессировки. То, чему я обучилась, работая с дельфинами, я стала применять и в дрессировке других животных. И я начала замечать, как эта система входит в мою повседневную жизнь. Например, я перестала кричать на своих детей, потому что заметила, что крик не помогает. Подмечать поведение, которое мне нужно, и сразу подкреплять его – это гораздо более действенно, да к тому же еще и сохраняет мирные отношения в семье.

Тот опыт, который я извлекла из дрессировки дельфинов, имеет солидное теоретическое обоснование. В этой книге я постаралась держаться подальше от теоретизирования, так как, насколько мне известно, правила по применению этих теорий обычно не описываются наукой и, с моей точки зрения, ученые часто неправильно ими пользуются. Но основные законы уже твердо установлены и должны приниматься во внимание при обучении.
Основа этой теории по разным источникам известна как модификация поведения, теория подкрепления, оперантное обусловливание, бихевиоризм, психология поведения и т. д.; это тот раздел психологии, который принес мировую известность Б. Ф. Скиннеру, профессору Гарвардского университета.

Я не знаю другой современной области науки, которую бы в такой степени поносили, не понимали, переиначивали, неправильно истолковывали и неверно использовали. Одно только имя Скиннера приводит в ярость тех, кто является поборником «свободной воли» в качестве характеристики, отделяющей человека от животного. Для тех, кто воспитан в гуманистических традициях, воздействие на поведение человека при помощи своего рода осознанной техники кажется непоправимо безнравственным, несмотря на тот очевидный факт, что все мы пытаемся влиять на поведение друг друга любыми попавшимися под руку средствами.

Пока гуманисты нападали на бихевиоризм и самого Скиннера с таким же жаром, с каким когда то правоверные обрушивались на еретиков, бихевиоризм превратился в громадный раздал психологии, которым занимаются целые факультеты в университетах, он широко применяется в клинике, бихевиористы издают специальные журналы и созывают международные конгрессы бихевиоризму обучают на специальных курсах, в нем возникает ряд доктрин и разных течений, ему посвящаются целые горы  литературы. Это принесло определенную пользу обществу. Некоторые болезни – например, аутизм – оказались более чувствительны к формированию и подкреплению, чем к любым другим воздействиям. Многие врачи успешно разрешали эмоциональные проблемы своих пациентов, используя приемы бихевиоризма. Большая эффективность простого изменения поведения по сравнению со скорпулезным копанием в источниках его происхождения – по крайней мере в некоторых обстоятельствах – способствовала возникновению семейной терапии, в которой рассматривается поведение каждого "иена семьи, а не только того, чье страдание наиболее  очевидно. Обучающие машины и программированные учебники, разработанные на основе Скиниероаской теории, были первыми попытками разбить обучение на этапы и поощрять обучающегося за правильные ответы. Эти ранние механизмы были неуклюжими, но именно они были предвестниками компьютерного обучения, которое оказалось не только высокоэффективным, благодаря совершенству выбора времени подкрепления компьютером, но и висело в процесс обучения веселые нотки в связи с забавным характером подкрепления (фейерверки, танцующие роботы). Программы подкрепления, использующие жетоны и талоны, которые можно накопить и обменять на конфеты, сигареты или какие то льготы, были установлены в психиатрических лечебницах и некоторых других учреждениях. Нет недостатка в программах аутотренинга, позволяющих следить за весом и изменением других привычек в нужную сторону, и все они основаны на положительном подкреплении. Интересным применением подкрепления для тренировки физиологических реакций является биологическая обратная связь. Академические ученые изучили мельчайшие аспекты обуславливания. Например, одно исследование показывает, что если вы составляете таблицу, чтобы следить за своими успехами в выполнении какой либо саморазвивающей программы, то вы скорее выработаете новые привычки, если будете ежедневно не ставить в клеточке соответствующей графы крестик, а сплошь ее зачеркивать. Обрастание деталями преследует конкретные психологические цели, но я не смогла извлечь из них большой пользы для обучения. Тренинг представляет собой петлю, двустороннюю связь, в которой события на одном конце изменяют события на другом, точно так же, как это происходит в кибернетической системе с обратной связью, хотя многие психологи рассматривают свою работу, как нечто, что они дела ют по отношению к субъекту, а не совместно с ним. Для настоящего тренера наиболее интересными и потенциально наиболее плодотворными событиями в процессе обучения являются идеосинкразические и неожиданные ответы, которые может дать каждый испытуемый, хотя почти во всех научных работах стремятся игнорировать и свести к минимуму индивидуальные реакции. Изобретение методов, которые Скиннер назвал «формирование» для последовательного изменения поведения и реализация этих методов – процесс творческий. Несмотря на это, психологическая литература изобилует программами формирования, которые Настолько невообразимы, чтобы не сказать неуклюжи, что, с моей точки зрения, представляют собой жестокое и необычное наказание. Возьмем, например, приводимый в одном из последних научных журналов метод борьбы с ночным самопроизвольным мочеиспусканием, который включает не только установку специальных датчиков влажности в детской постели, но и присутствие врача, проводящего ночь рядом с ребенком! При этом авторы указывают, что этот способ дорого обходится семье. А какова же его цена для психики ребенка?

Такой способ «поведенческого» решения вопроса подобен попытке бить мух лопатой. Прежде чем двигаться дальше, я должна извиниться перед всеми профессиональными бихевиористами, которые обеспокоены моим лихим использованием терминологии теории подкрепления. Словарь Скиннера имеет несколько элегантных определений, таких, как оперантное обучение, которое подчеркивает, что субъект является оператором, а не только пассивным участником, или последовательное приближение, предполагающее постепенный характер процедуры формирования навыков. Однако, обучая тренингу, я обнаружила, что люди спотыкаются об эту непривычную терминологию. Чтобы четко изложить предмет, вы должны обучить двум вещам; самой сущности работы и подходящему способу ее обсуждения. По мере распространения из университета в университет Скиннеровская терминология подверглась некоторой модификации; то, что одни называют условными стимулами, другие предпочитают именовать различительными стимулами, а третьи употребляют жаргонное выражение «S дельта». Этот специфический словарь все время разрастается. Поэтому я пожертвовала научной точностью ради такой терминологии, которая, как мне кажется будет понятной. Шопенгауэр сказал однажды, что каждая оригинальная идея сначала осмеивается, потом на нее яростно нападают, и, наконец, она принимается как нечто само собой разумеющееся. Насколько мне известно, теория подкрепления не является исключением. Несколько лет назад Скиннера повсюду высмеивали за то, что он продемонстрировал формирование навыка, обучив пару голубей играть в пинг понг. Теплая, комфортабельная, самоочищающаяся, полная забав комната, которую он оборудовал для своих маленьких дочерей, была высмеяна, как антигуманный, аморальный и еретический «ящик для ребенка», чуть ли не тюремная камера. До сих пор ходят слухи, что его дочери сошли с ума, хотя на самом деле они выросли прекрасными работниками и очень славными людьми. И, наконец, сейчас многие образованные люди относятся к теории подкрепления как к некому пустяку, который они понимают и знают вдоль и поперек. Фактически же большинство людей ее не понимает, иначе бы они не вели себя так скверно с окружающими. В течение многих лет, с тех пор, как я начала заниматься экспериментами по тренировке дельфинов, я читала лекции и писала о правилах подкрепления для  научных и профессиональных кругов, а также для широкой публики. Я обучала этому виду тренинга в высшей школе и в колледжах, я работала с выпускниками университетов, домохозяйками и служителями зоопарков, с членами моей семьи и друзьями. Я наблюдала и изучала работу дрессировщиков всех возможных типов: от ковбоев до спортивных тренеров, – и заметила, что принципы подкрепляемого обучения постепенно проникают повсюду. Голливудские дрессировщики животных называют использование метода позитивного подкрепления «аффективной тренировкой» и используют эту технику, чтобы вырабатывать такие типы поведения, которых нельзя добиться силой – например, как в рекламном телеролике, где бык спокойно прогуливается по китайской лавке. Сегодня многие спортивные тренеры используют позитивное подкрепление и формирование, а не полагаются на старинный метод кнута, и при этом результаты их воспитанников значительно улучшаются. Однако нигде я не обнаружила правил теории подкрепления, описанных таким образом, чтобы ими можно было непосредственно пользоваться на практике. В этой книге я объясняю эти правила так, как я их понимаю, а также поясняю, где я считаю нужным их применять, а где, по моему мнению, это невозможно и нецелесообразно. Тренировка с подкреплением не разрешает всех проблем – она не увеличит ваш счет в банке, не спасет от неудачной женитьбы, не поможет в случаях тяжелых заболеваний психики. Некоторые ситуации, например, плач ребенка, не имеет отношения к проблеме тренировки и требуют других методов разрешения. Некоторые типы поведения человека и животных имеют генетические компоненты, которые трудно или невозможно изменить тренировкой.

Ряд проблем просто не стоит того, чтобы тратить время на тренировку. Но во многих случаях, когда жизнь бросает человеку вызов, ставит задачи и посылает неприятности, правильное использование подкрепления может оказаться полезным. Практическое использование позитивного подкрепления в одной ситуации может побудить вас использовать его и в других. Как раздраженно сказал один исследователь дельфинов, с которым я работала: «Человеку нельзя разрешать заводить детей, прежде чем он не сумеет обучить цыпленка», подразумевая, что опыт достижения результатов в обучении существа, к которому невозможно применить силу, должен показать вам, что для воспитания ребенка вы так же не нуждаетесь в применении силы. Я заметила, что у большинства дельфиньих тренеров, использующих навыки позитивного подкрепления в своей ежедневной работе, чрезвычайно милые и приятные дети. Эта книга не обеспечит вам милых детей. И она не обещает дать вам какие либо специфические результаты или навыки. Что она даст вам, так это фундаментальные принципы, лежащие в основе любого обучения, и некоторые основные установки творческого применения этих принципов в различных ситуациях. Другими словами она даст вам искусство тренировки. Она может помочь вам преодолеть те неприятности, которые беспокоили вас в течение многих лет, или достичь успехов в трудных для вас делах. Она, конечно, поможет вам, если вы того пожелаете, и обучить цыпленка.

В теории подкрепления, по видимому, существует естественный порядок, и в книге главы идут в той последовательности, в которой происходят процессы тренировки, от простого к сложному, как при реальном обучении, и это та самая последовательность, при которой наиболее легко овладеть профессией тренера. Книга построена таким образом, чтобы постепенно складывалось разумное понимание процесса тренировки при помощи позитивного подкрепления. Однако, так как эта теория широко применяется на практике, то в пяти главах книги в качестве примеров приводятся различные жизненные ситуации, в которых позитивное подкрепление играет положительную роль.

0

62

Манипуляции должны быть интуитивными, неосознаными иначе это подло - воздействовать на слабости человека, чтобы добиться выгоды для себя нежостойно гордого звания Человек. Не надо этому учиться.
Тем более, если вам не дано, то и учиться бесполезно

0

63

lili, зачем тебе такой багаж бесполезных текстов? Береги себя.

0

64

Guten Tag написал(а):

lili, зачем тебе такой багаж бесполезных текстов?

посоветовали почитать. Но я все никак до этой книги не доберусь

0

65

из рассылки, пришедшей на мой е-майл

Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

0

66

Шалундра написал(а):

Манипуляции должны быть интуитивными, неосознаными иначе это подло - воздействовать на слабости человека, чтобы добиться выгоды для себя недостойно гордого звания Человек. Не надо этому учиться.Тем более, если вам не дано, то и учиться бесполезно

Хм... Возможно, у меня сложности с русским языком, спорить не стану... Но что есть наша жизнь в обществе себе подобных и не только, как не бесконечная череда манипуляций друг другом?
Когда я прошу человека в автобусе подвинуться и пропустить меня к выходу - я им манипулирую или нет? Вроде бы да - ведь он стоял себе спокойно и никакой собственной потребности отодвигаться или вжиматься в стену у него не возникало, ведь так? А если я всё равно вынужденно им "сманипулирую", потому что мне сейчас выходить, то сделать я могу это двумя способами - просто отпихнув и протиснувшись внаглую или вежливо и с улыбкой попросить подвинуться и извиниться за причинённое беспокойство.
Когда я хочу, чтобы ребёнок тщательно выполнял домашние задания и не прогуливал школу разве я им не манипулирую? Ведь он сам пока не отдаёт себе отчёта, что это пригодится именно ему самому... И моя задача как мамы "сманипулировать" им так, чтобы это стало самому ему приносить удовольствие.
Когда я прошу дочь приготовить мне чашку чая - не манипулирую ли я ею?..

Так почему я не должна учиться делать это красиво? :)

+1

67

Абигель написал(а):

я прошу человека в автобусе подвинуться и пропустить меня к выходу - я им манипулирую или нет?

Неа. Отпихнула ты его, или как вежливо уговорила, эт не манипуляция, эт что-то другое. Это как ящик с дороги убрать, можно ломом сковырнуть, а можно аккуратненько с использованием спец техники. Да и про детей, ты же не говоришь - не будешь ли столь добр и любезен вот этот парагрф прочитать! Или Ссссука! Учиии!!! Убью!!! Ты же находишь ходы, что б ребёнок сам это понял-сделал, будь то осознание надобности в будущем, или там из желание сделать приятное... но по любому, твои действия не носят (в случае противления) лобового, прямого давления, а как бы изподволь. Вот напрямую не сказала, а сделали по твоему. Вот это и есть манипуляция.
как там?  ИМХО, что ли...

Отредактировано Dinozavr (Ср, 11 Ноя 2009 16:05:28)

0

68

Dinozavr написал(а):

Неа. Отпихнула ты его, или как вежливо уговорила, эт не манипуляция, эт что-то другое.

Ну, в принципе, наверное, возможно и согласиться..))
Видимо, я слишком прямолинейно подхожу к этому определению. Воспринималось как-то вроде "если люди делают то, что выгодно мне, то я ими манипулирую." Ну и в обратную сторону тоже, мной манипулируют...

Dinozavr написал(а):

Да и про детей, ты же не говоришь - не будешь ли столь добр и любезен вот этот парагрф прочитать!

Кстати, а с чего это ты взял, что я так не говорю?)))) Вот на тему "Убью!" и т.п. - нет, а "Ну сооолнышко, ну сделай маме такое одолжение, прочитай пожалуйста, а то вдруг тебе завтра двойку поставят, я сильно огорчусь((" - да запросто! http://www.kolobok.us/smiles/he_and_she/girl_blum.gif И когда ребёнок, грустно вздохнув, принимается за дело, а назавтра приносит хорошую оценку - мы с ним оба радуемся и говорим, какие же МЫ вчера были с ним умнички! И не позволили учительнице сделать нам гадость и влепить пару.;)

По моему, никто из нас не против, чтобы им умело и с улыбкой "манипулировали", вместо того, чем орать на нас и говорить грубости.

Dinozavr написал(а):

Вот напрямую не сказала, а сделали по твоему. Вот это и есть манипуляция.

Да ведь и в случае с "напрямую сказала" не всё так просто с моей точки зрения...

Вот прошу я тебя приготовить мне кофе. Как я скажу? "Я хочу кофе!"?(встречная мысль - ну и хоти себе на здоровье, я тут при чём?) Или "Знаешь, у тебя получается чудесный кофе, намного вкуснее, чем у меня самой. Может, ты побалуешь меня им? Я была бы очень тебе признательна!"? Или просто "Свари мне кофе, пожалуйста."?
В общем-то подозреваю, что во всех трёх случаях итог будет одинаков, кофе ты мне всё равно принесёшь. Но в каком из случаев тебе будет приятнее это сделать? И после какой из предложенных ситуаций тебе будет приятнее в следующий раз угостить меня кофе? :)

0

69

Абигель написал(а):

В общем-то подозреваю, что во всех трёх случаях итог будет одинаков

Э,  э, эээ! Во всех трёх! Так не честно! Взяв в руки топор, или направив пистолет, итог будет один, но уже в пяти случаях!  :D

Я всё ж склонен считать, что манипуляция это достижение цели, скрытыми способами. А то, что ты перечисляла, это какая-нибудь коммуникация, или как там по умному.

+1

70

Кароч говоря,манипулирование,даж бессознательное - инструмент для выживания в мире людей...

0

71

Абигель написал(а):

По моему, никто из нас не против, чтобы им умело и с улыбкой "манипулировали", вместо того, чем орать на нас и говорить грубости.

Не-а, не против :). Только никто признаваться не хочет в этом, потому что в таком случае он признает, что является объектом манипуляции, то бишь им можно манипулировать)))

Dinozavr написал(а):

Я всё ж склонен считать, что манипуляция это достижение цели, скрытыми способами. А то, что ты перечисляла, это какая-нибудь коммуникация, или как там по умному.

По умному - убеждение. :)

0

72

Dinozavr написал(а):

Э,  э, эээ! Во всех трёх! Так не честно!

Ответ неправильный! http://www.kolobok.us/smiles/standart/beee.gif
Вопрос стоял по другому:

Абигель написал(а):

Но в каком из случаев тебе будет приятнее это сделать? И после какой из предложенных ситуаций тебе будет приятнее в следующий раз угостить меня кофе?

Так что, сударь, не увиливайте! http://www.kolobok.us/smiles/he_and_she/girl_blum.gif

Амалия написал(а):

Только никто признаваться не хочет в этом, потому что в таком случае он признает, что является объектом манипуляции, то бишь им можно манипулировать)))

Да ПОЧЕМУУУ???!!! Почему это должно быть плохо? Почему это "стыдно" признавать? Ведь когда я знаю, что ежеминутно "манипулирую" людьми, а они в свою очередь делают абсолютно то же самое со мной - я отлично обучаюсь это распознавать. И или позволять им это делать, или НЕ позволять.
А такая "страусиная политика" ни к чему хорошему не приводит. Только к разочарованиям.

Амалия написал(а):

По умному - убеждение.

Хорошо, пусть убеждение. То есть в той или иной мере я своими силами, методами и уменьем добиваюсь того, чтобы человек принял мою точку зрения, отказавшись при этом от своей прежней? Или я неправильно понимаю? Но тогда...
"..Но роза пахнет розой хоть розой назови её, хоть нет.."
Как ты это не назови - суть не меняется...

0

73

Абигель написал(а):

Да ПОЧЕМУУУ???!!! Почему это должно быть плохо? Почему это "стыдно" признавать? Ведь когда я знаю, что ежеминутно "манипулирую" людьми, а они в свою очередь делают абсолютно то же самое со мной - я отлично обучаюсь это распознавать. И или позволять им это делать, или НЕ позволять.
А такая "страусиная политика" ни к чему хорошему не приводит. Только к разочарованиям.

Согласна. Я тоже так думаю. Но как им, другим, это объяснить? :)

Только вот позволить или не позволить манипулировать нами мы можем только тогда, когда распознаем манипуляцию. Но далеко не все манипуляции можно распознать)))

0

74

Амалия написал(а):

Но далеко не все манипуляции можно распознать)))

Ага, эт точно... Ты случайно не про "кабинет 300" начиталась?))) Весьма таки впечатляет, согласись...

Но если чьи-то манипуляции очень сильны для меня и нераспознаваемы - значит, я просто ещё не готова с ними бороться. Так что тут уж что знаю, что не знаю - всё едино. Я так далеко не заглядываю.

Книга, упомянутая Лилей и так ею и не прочитанная за ненадобностью - была моей настольной библией при воспитании детей. Я была о себе крайне низкого мнения как о воспитателе. Но понимала, что со мной мама поступала не всегда правильно, если между нами так и не возникло доверие. Почитав книжки с практически готовыми советами - не пришла ни к чему хорошему. Они советуют как правильно, но не обучают мыслить и понимать связь вещей. И только здесь, вывернув слегка мозги в нетрадицонном направлении, я, наконец, научилась легко ладить с собственными детьми и близкими. С детьми мне всегда легко и весело. И им со мной тоже. И они рассказывают мне о таких вещах, что я и сотой доли не могла бы доверить своей маме в их возрасте.

Что до поведения... Конечно, многие мамы идеализируют собственных детей, это естественно. Но было в моей жизни несколько эпизодов, когда это искренне говорили совершенно чужие люди. Например, начальница, с ужасом оглядывая полуразрушенный кабинет после визита единственного ребёнка моей сотрудницы обмолвилась:" Ну до чего люблю, когда Ленкины дети приходят. Ни шуму, ни пыли, вылитые ангелочки". А соседка, имеющая парочку почти ровесников моим, сказала с изумлением после дня рождения своих детей:"Мои родители впервые твоих детей увидели и страшно удивились! Сказали, что мы и представить не могли, что такие приятные и послушные  дети бывают!" И это рядом не было мамы, а моим детям отродясь ничего не запрещается.

Нам и сейчас легко. И жалоб на них не бывает. И если кто-то думает, что дети не в курсе того, что мама ими "манипулирует" для достижения "своих" целей - то сильно ошибается. Я осознанно учу их делать то же самое со мной и другими людьми. И задумываться при спорах или конфликтах "чего я хочу этим добиться". Следить за речью приучает на ура.))

Саамое мерзкое в построении просьбы - "МНЕ надо, чтобы ты это сделал" или "Я хочу, чтобы ты поступил так".
Никто не обязан считаться с нашими желаниями, как мне кажется. И наша задача добиваться этого так, чтобы людям самим было приятно откликаться на наши просьбы. А мы в ответ будем так же с радостью выполнять их просьбы. А не припоминать, кто сколько раз помыл посуду или подал кофе в постель.)))

Когда старший сын вдруг начинает слегка грубить, я никогда не иду ему навстречу. Чтобы он не привыкал, что его грубость может положительно подкрепляться. Нет, я могу проигнорировать просьбу или нагрубить в ответ и у него не будет никакой радости от полученного результата. Плюс, мы остались недовольными друг другом. И тогда я говорю ему, что грош цена ему как будущему руководителю, если он не умеет грамотно выстроить отношения даже с собственной предсказуемой мамой. И как тогда он собирается выстраивать отношения с подчинёнными? Только воплями и наказаниями? Это нелепо...

И назавтра я отмечаю, что на мою неловкую фразу, за которую он ещё вчера бы зацепился и съязвил - сегодня он отвечает совсем иначе. И я улыбаюсь. И ценю то, что он делает для нас обоих. И хочу взамен сделать ему что-то приятное.

Скажите мне, я манипулятор? И кому от этого плохо? ))

0

75

Абигель написал(а):

Ага, эт точно... Ты случайно не про "кабинет 300" начиталась?))) Весьма таки впечатляет, согласись...

Нет, я просто социальный психолог))) По первому образованию. Правда, честно признаюсь, что мне не очень интересно здесь развивать темы, связанные с психологией. Но и специально обходить их не хочу :)   

Абигель написал(а):

Но если чьи-то манипуляции очень сильны для меня и нераспознаваемы - значит, я просто ещё не готова с ними бороться. Так что тут уж что знаю, что не знаю - всё едино. Я так далеко не заглядываю.

Есть такие виды манипуляций, которые ты и не распознаешь, а если и распознаешь, то далеко не сразу. Как-нибудь, когда будет побольше времени, разверну эту тему :)

Абигель написал(а):

Саамое мерзкое в построении просьбы - "МНЕ надо, чтобы ты это сделал" или "Я хочу, чтобы ты поступил так".
Никто не обязан считаться с нашими желаниями, как мне кажется. И наша задача добиваться этого так, чтобы людям самим было приятно откликаться на наши просьбы. А мы в ответ будем так же с радостью выполнять их просьбы. А не припоминать, кто сколько раз помыл посуду или подал кофе в постель.)))

Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.


Абигель написал(а):

Скажите мне, я манипулятор?

В хорошем смысле этого слова)))

Отредактировано Амалия (Чт, 12 Ноя 2009 00:34:35)

0

76

Хм...а любой человек,стоящий во главе какой либо крупной корпорации(да и просто правитель) - манипулятор?Естественно

0

77

Он руководитель... Видимо, без навыков манипуляции руководителем стать нельзя.

0

78

Шампанская написал(а):

Видимо, без навыков манипуляции руководителем стать нельзя.

На мой взгляд это аксиома...

0

79

Даже составные части слова "руко_водитель" об этом говорят)

0

80

Шампанская написал(а):

Видимо, без навыков манипуляции руководителем стать нельзя.

Без навыков манипуляции можно иногда стать лидером и/или национальным героем, таким как Че Гевара, например :)

0

81

Амалия написал(а):

Без навыков манипуляции можно иногда стать лидером и/или национальным героем, таким как Че Гевара, например

Да вот фиг...это тожи манипуляция - привлечение людей личным примером))

0

82

Дикий кот написал(а):

Да вот фиг...это тожи манипуляция - привлечение людей личным примером))

Не, это харизма, другой и иногда неосознанный вид манипуляции. часто имеет печальный конец :)

0

83

Короче,куда ни плюнь - везде манипуляция))

0

84

Амалия написал(а):

Правда, честно признаюсь, что мне не очень интересно здесь развивать темы, связанные с психологией.

Честно говоря - мне тоже, я совершенно ничегошеньки в этом не понимаю.(( А если пытаюсь во что-то вникнуть, то на меня нападет зевота...http://i.smiles2k.net/aiwan_smiles/blush2.gif
Ну а я по "первому образованию" - дрессировщик собак. И там приходится оперировать самыми примитивными связями, потому как слов они не понимают и внушить им ничего нельзя.)) Просто мне не приходило в голову использовать те же принципы в реальной жизни. Но после Прайор я поняла, что это тоже бывает полезно. И шёлковые дети получаются ну просто сами собой.))))

Амалия, кстати, сейчас вспомнила, что у сына в академии на первых курсах часто проводили всякие психологические тесты. Так вот у него результаты получались настолько уникальными и редкими, что психолог коллег для обсуждения привлекала! http://www.kolobok.us/smiles/standart/mosking.gif Ну, в правильную сторону, конечно, у них факультет управления предприятий.
Поглядим, что про младшенькую скажут, она туда же собирается...

Дикий кот написал(а):

Короче,куда ни плюнь - везде манипуляция))

Шампанская написал(а):

Видимо, без навыков манипуляции руководителем стать нельзя.

Ну вот, в какой-то мере моя маленькая цель достигнута.)) Надеюсь, люди перестанут воспринимать данное слово как оскорбление в свою сторону. Ну а уж воплощение зависит только от человека... Кто-то становится национальным героем, кто-то богачём, кто-то "серым кардиналом", кто-то душой общества, кому-то это поможет построить счастливую семью. Цели-то у всех разные.
Про себя скажу, что если бы я ничему не училась, а жила и реагировала на окружающих как бог на душу положит - то превратилась бы во вспыльчивую сварливую вреднючую зануду, это я точно знаю!))) Не, я и сейчас бываю занудой, но хотя бы не такой уж сварливой!  ;) :D

0

85

Абигель написал(а):

Книга, упомянутая Лилей и так ею и не прочитанная за ненадобностью

откуда такой вывод? да еще не предположительный, а утвердительный )))))
К тому же это книга у меня в электронном виде (кстати одна из пяти, которая хранится не на флэшки, а постоянно на компьютере в моей папочке). Электронный книги такого характера не совсем удобно (мне по крайне мере) читать с компьютера. Эту книгу нужно читать задумываясь о прочитанном, осмысленно и делая с выводы, желательно с карандашом и блокнотом в руках. Иначе нет смысла читать. Распечатывать ее и тратить картридж не позволяет муж....Вот и получается, что не могу прочитать, хотя есть желание. А надо мне это или нет, смогу понять только прочитав

0

86

как и со многими другими терминами, так и с "манипуляцией". Каждый придает свое значение, свой оттенок слову. И свой окрас по шкале - хорошо-плохо.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ

В смутное мы с вами время живём, друзья мои, в нехорошее и недоброе время. Ибо вокруг только и слышишь о том, что все нами манипулируют. Телевизор включаешь, а там тобой манипулируют, с приятелями общаешься, а они тобой манипулируют, в магазин заходишь, и там тоже – еще как манипулируют, будь здоров, не кашляй! Шагу уже не сделать, чтобы тебя где-нибудь злостно не отманипулировали в ум.

Манипуляция – это вид психологического воздействия, которое ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его существующими желаниями.

Под манипуляцией обычно подразумевается скрытое (или подсознательное) психологическое воздействие на собеседника с целью добиться выгодного манипулятору поведения. И это придаёт манипуляции какой-то мистический оттенок, словно это порча или сглаз.

Манипуляция – скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного поведения.

Пока скрытая и не видно, вроде бы манипуляция, а если открытая и явная, тогда это что?! И понуждать человека к какому-то «выгодному поведению» возможно совершенно явным и прямолинейным образом: например, кулаком погрозить. Тогда это уже не манипуляция, а психологическое давление, да?!

Манипуляция – это скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения.

В определении манипуляции – всё неправда. Ну, во-первых, она может быть скрытой, но это ей совершенно не обязательно. Во-вторых, никакое это не воздействие (как бы подразумевая управление человеческим поведением), а всего лишь стимул (побуждение к выполнению желаемого манипулятором действия). И, наконец, в акте манипуляции ваш «собеседник» может быть кем (или чем) угодно: книгой или журнальной обложкой, рекламным роликом или текстом, звуком или картинкой.

Давайте задумаемся на минуту о том, что же такое – манипуляция, в чем её суть и смысл, и попробуем на основе этих размышлений дать исчерпывающее понятие манипуляции.

Манипуляция – это целенаправленный стимул любой природы (да, абсолютно любой: звуки, слова, жесты, мимика, позы, картинки в журнале и рекламное объявление в газете), целью (это обязательно, манипуляция всегда преследует цель!) которого является побуждение к появлению некоторой реакции.

Манипуляция – это использование стимулов, которые заранее предопределяют реакцию на них, и которые используются именно для того, чтобы вызвать такую реакцию. Например, если вы знаете, что нужно сказать вашему знакомому, чтобы разозлить его, и вы говорите ему это, то вы – манипулируете.

Манипуляция – строится на предположении о тех реакциях, которые вызовет тот или иной стимул. И если данное предположение – ошибочно (например, рекламист внедрил в рекламу сложную суггестивную психотехнологию, которая почему-то не сработала), это действие все равно манипулятивно.

С другой стороны, если агент влияния (коммуникатор) использует стимул, не предполагая (или не зная), какую реакцию он вызовет, – то это действие не является манипуляцией.

Манипуляция всегда основана на предположениях о реакциях на те или иные стимулы, которые являются результатом или социального обобщения, или индивидуального знания о человеке.

В манипулятивном акте обязательно содержится знание о том, какая реакция должна последовать на предъявленный стимул. И чем точнее это знание, тем эффективнее будет манипуляция.

Я не поленюсь особенно подчеркнуть одну важную вещь, которая, несмотря на всю свою самоочевидность, остается незамеченной. Манипуляция всегда – это знание о реакции, а это значит, что реакция – уже существует независимо от того, знаем ли мы о ней, или не знаем.

Манипуляция не формирует реакций, – а влияет на уже сформированные. И если Вы не переносите, когда на вас повышают голос, – то на вас будут именно повышать голос, и именно потому, что вы его не переносите. Если вы думаете, что, купив крутой мобильный телефон, вы станете счастливым, – то реклама именно об этом вам и расскажет, и именно потому, что это вы так думаете. Ибо манипуляция всегда строится на вашем отношении ко всему сказанному и показанному.

В фильмах про шпионов всегда показывают, как агент сначала ищет наиболее слабые места в личности кандидата, а потом начинает их «разрабатывать».

Один кандидат жаден до денег, другой труслив, третий любвеобилен, четвертый чрезмерно самолюбив и амбициозен. В каждом случае манипулятор дает ему то, что он хочет получить: деньги, безопасность, красивых женщин, восхищение. Манипуляция – это потакание вашим слабостям или давление на них.

В публикациях на тему манипуляции очень часто слышишь о том, как плохо манипулировать, и как важно быть искренними и честными людьми, всегда говорящими то, что они думают на самом деле. Я не знаю, какой прообраз подразумевают авторы подобных публикаций, но знаю точно, что, как минимум, один «честный и искренний» персонаж на слуху у всех: это поручик Ржевский, герой бесчисленных анекдотов. Тот говорил просто: «сударыня, а разрешите мне вам впердолить?», – и никаких тебе манипуляций, а одна только честная и голая правда-матка.

Противостоять манипуляциям или пытаться обороняться от них, – занятие малополезное и крайне непродуктивное, как вычерпывать воду из лодки, которая дала трещину. Если манипуляция основана на обнаружении ваших слабых мест и последующем влиянии на них, – тогда самым практичным и эффективным противодействием любым манипуляциям будет устранение этих слабых мест, после чего влияние на них окажется просто бессмысленным, не принося манипулятору никакого результата, и вынуждая его вообще отказаться от этих влияний.

В разной степени все мы обладаем знаниями о том, какой результат последует за нашими сигналами, нашими стимулами (слова и жесты, эмоции и оттенки голоса). И, в большинстве случаев, независимо от качества и точности нашего знания, мы передаем внешнему миру сигналы, уже основываясь на своём предположении об ответных реакциях. Как следствие, все мы манипулируем. Каждый из нас ежедневно совершает сотни и тысячи манипуляций, передавая во внешний мир строго такие стимулы, какие желательны и полезны для нас.

А манипуляция в этом случае выступает как адаптивный (приспособительный) механизм межличностной (и социальной) коммуникации, который учитывает специфику реакций на стимулы, и всегда подбирает наиболее эффективные коммуникативные стратегии, позволяющие гибко и точно «настраиваться» на индивидуальность собеседника, либо же на социальную индивидуальность общества (менталитет, традиции, национальный характер).

Вит Ценёв, psyberia.ru

+1

87

Амалия
Абигель
Посты о дрессуре перенесла в Это интересно

0

88

Амалия написал(а):

А вот если ты спросишь человека: "Вам удобнее встретиться со мной в среду или в субботу?", ты вероятнее всего получишь четкий определенный ответ.

Угу... И однм из вариантов запросто может оказаться "на этой неделе - ну никак!" Короче, это слишком вариабельно, чтобы обсуждать это здесь и всерьёз, я думаю.)) http://i.smiles2k.net/aiwan_smiles/drinks.gif

Лили, мне, по большому счёту не так уж важно, что ты читаешь.))) Сейчас, читая твой пост, отчего-то вспомнила, как, будучи школьницей и обнаружив в библиотеке книгу, которую давно искала и не могла купить, я... я просто стала переписывать её от руки. А потом - взяла напрокат печатную машинку и вторая половина вышла напечатанной. )))
То есть шикарная иллюстрация к моей любимой фразе "желанье это тысяча возможностей, а нежеланье - тысяча причин".:)
Пойми верно, это никоим образом не может быть упрёком! Просто вот отчего-то вспомнилось...

0

89

Абигель написал(а):

Сейчас, читая твой пост, отчего-то вспомнила, как, будучи школьницей и обнаружив в библиотеке книгу, которую давно искала и не могла купить, я... я просто стала переписывать её от руки. А потом - взяла напрокат печатную машинку и вторая половина вышла напечатанной. )))
То есть шикарная иллюстрация к моей любимой фразе "желанье это тысяча возможностей, а нежеланье - тысяча причин".

я сейчас занимаюсь перепиской пособия по изучению латышского языка. Третья тетрадь на очереди, вторая часть книги. Выходит мне латышский более надобен, чем прайор со своими советами.   Ни в одной библиотеки здесь я эту книжку не нашла. Так что будет она в электронном виде ждать когда мое желание ее почитать превысит  остальные желания и потребности...А пока раза три начинала ее читать и так дело не пошло

Отредактировано lili (Сб, 14 Ноя 2009 18:18:17)

0

90

lili написал(а):

Выходит мне латышский более надобен, чем прайор со своими советами

Лиль, так я же об этом и говорю! Что у всех свои приоритеты! И я написала именно это слово "ненадобность".)) Так о чём спорим?

0